Кто защитит права туристов
Комментарий Президента страхового холдинга Prime Insurance Никиты Исаева на изменение ситуации со страхованием ответственности туроператоров
Как сообщила 27 февраля 2006 года газета «Бизнес», скоро туроператорам придется обзаводиться банковскими гарантиями или страховать ответственность перед клиентами на случай форс-мажорных ситуаций. Соответствующие поправки в закон «Об основах туристической деятельности» могут поступить в Госдуму уже в марте этого года.
Как отметил Президент страхового холдинга Prime Insurance Никита Исаев, в настоящее время в Федеральном законе от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» страхованию посвящена единственная статья – статья 17, касающаяся страхования туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев. Но учитывая, что лицензирование турагентской и туроператорской деятельности прекратится с 1 января 2007 г. (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), актуальным становится вопрос о защите прав туристов в условиях отмены лицензионного механизма и предоставления им гарантий компенсации имущественного и морального вреда в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения турфирмой своих обязательств.
Одним из способов защиты турфирм от претензий со стороны туристов является страхование турфирмой своей гражданской ответственности перед третьими лицами за причинение вреда их жизни, здоровью или имуществу. Сейчас такой вид страхования не является обязательным, но применяется на практике рядом туристических компаний.
Для того чтобы турфирма могла застраховать свой риск ответственности за нарушение договора, необходимо прямое указание закона (ст. 932 ГК РФ). Это второй вариант, который также можно реализовать на практике. В отношении турфирм сделать это можно путем внесения дополнений в действующий ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Но в любом случае, это должно быть обязательное страхование в силу закона.
Необходимо реализовать дифференцированный подход для внутрироссийских турфирм и турфирм, ориентированных на международный рынок туризма. В последнем случае страховая сумма либо сумма финансовых гарантий должна быть выше. Она должна покрывать туристам возмещение цены путевки, уплаченной за туристическое обслуживание, а также компенсацию необходимых расходов по возвращению туристов из страны их временного пребывания.
Как альтернатива страхованию может использоваться банковская гарантия. Но с позиций экономических следует отметить, что банковская гарантия – более дорогой вид услуги, нежели страхование. Кроме того, гарантии на значительные суммы могут выдавать только крупные банки и только финансово устойчивым компаниям. Для не очень крупных компаний, либо только что созданных, этот вид услуги может оказаться недоступным. Поэтому обязательное страхование более предпочтительно, с учетом того, что размеры страхового тарифа при данном виде страхования могут быть установлены Правительством РФ (размер вознаграждения гаранта, как правило, 3-5 % от суммы гарантии в год, определяется по соглашению сторон и не может регулироваться Правительством РФ).
Наряду с этими мерами, на мой взгляд, необходимо законодательно также решить вопрос о едином государственном реестре туроператоров, одним из условий включения в который должно стать наличие страхового полиса по страхованию ответственности либо банковской гарантии на определенную сумму. Целесообразно рассмотреть и вопрос о повышении размера минимального уставного капитала турфирм. В комплексе эти меры должны способствовать упорядочению рынка туристических услуг и уходу с него недобросовестных операторов.