НСА: изменения в агростраховании должны базироваться на принципах страхового законодательства
Законодательство о сельхозстраховании с господдержкой не должно входить в противоречие с действующими принципами регулирования страховой деятельности и страхового законодательства России. Однако опасность возникновения такой ситуации существует в связи с готовящимися в Государственной думе поправками в профильный закон №260-ФЗ, что чревато серьезными проблемами для системы агрострахования, вплоть до ее остановки.
Данную позицию Национального союза агростраховщиков изложил президент союза Корней Биждов на семинаре по актуальным вопросам надзора, контроля и регулирования в страховании, который состоялся 28 октября в Москве по инициативе Всероссийского союза страховщиков и Банка России.
В мероприятии приняли участие более ста представителей страховых компаний и союзов страховщиков, а также ряд руководителей подразделений страхового регулятора – Банка России. Основное сообщение об актуальных инициативах по совершенствованию контроля и надзора за профессиональными игроками страхового рынка сделал директор Департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук
Темой выступления К. Биждова стали поправки к законопроекту об изменении закона №260-ФЗ о господдержке сельхозстрахования, которые в настоящий момент проходят подготовку ко второму чтению в Госдуме. Президент НСА обратил внимание, что целый ряд предложенных поправок вторгается в область страхового регулирования и не учитывает наличие как уже действующих правовых норм страховой деятельности, так и специфику данного вида страхования.
Одним из наглядных примеров создаваемой коллизии является поправка, согласно которой агростраховщикам следует направлять «разницу между доходами и расходами» от деятельности по сельхозстрахованию, превышающую 5% указанных доходов, на «формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление будущих страховых выплат». «Фактически, предлагаемая формулировка вводит не что иное, как новый вид страховых резервов, не имеющий наименования, и, по сути, являющийся особым стабилизационным резервом, – прокомментировал президент НСА К. Биждов. – Как известно, статья 26 Закона «Об организации страхового дела в РФ» четко определяет: правила формирования страховых резервов, включая их виды, в нашей стране устанавливает орган страхового надзора, и в настоящее время эту функцию выполняет Банк России. Что касается стабилизационного резерва, страховые компании уже обязаны формировать и формируют его в соответствии с Приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов…». Таким образом, законопроект, по сути, подрывает основы единого правового поля в области страхового законодательства, определяющего полномочия страхового регулятора».
Намерения создать для агрострахования особый режим регулирования и надзора проявились также в проекте изменениях в ст. 9 закона №260-ФЗ «Особенности правового положения объединения страховщиков». Если законопроект будет принят в данной редакции, агростраховщики будут должны согласовывать правила страхования сразу с тремя органами власти – кроме Центробанка, также с Минфином и Минсельхозом РФ, что чревато затягиванием процедур и потенциальным блокированием работы системы агрострахования.
Президент НСА отметил в своем докладе и другие недостатки законопроекта, не учитывающие особенностей практики агрострахования. «В случае, если документ будет принят в таком виде, это создаст негативный прецедент для страхового рынка в целом», – подчеркивает он.