Помощь аграриям при ЧС – в фокусе внимания Минсельхоза и НСА
В 2014 г. в РФ было отмечено наименьшее за 3 года количество чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве. Такие данные были приведены Минсельхозом РФ на совещании о функционировании отраслей сельского хозяйства в 2015 году, в котором принял участие президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.
Совещание состоялось 21 января 2014 г. под председательством заместителя министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Юрьева. Его основными темами стали предварительные итоги развития отраслей растениеводства и животноводства в 2014 г., финансовое состояние предприятий и потребность сельхозпроизводства в господдержке, в том числе в кредитных ресурсах и субсидии на агрострахование. На совещании были заслушаны доклады руководителей ключевых департаментов министерства: А. Куценко (Департамент экономики и господдержки АПК), В. Лабинова (Департамент животноводства и племенного дела), М. Орлова (Департамент регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности), Н. Смирнова (Департамент финансов и бюджетной политики), П. Чекмарева (Департамент растениеводства, химизации и защиты растений).
Министерство подготовило подробный анализ потерь от природных бедствий в 2014 г., который оказался благоприятным для сельского хозяйства РФ. Согласно данным, предоставленным участникам совещания, в 2014 г. в связи с неблагоприятными погодными условиями режим ЧС вводился в 9 субъектах РФ, из них в 7 субъектах наблюдалась гибель сельскохозяйственных культур. Для сравнения, в 2013 г. таких регионов было 16, в 2012 г. – 20. Всего гибель сельхозкультур отмечена в 2014 г. на площади 1,204 млн. га, пострадало свыше 2,2 тыс. хозяйств. Ущерб, нанесенный сельхозтоваропроизводителям при оценке по невозмещенным затратам, превысил 3,7 млрд. руб. Положение ЧС в сельском хозяйстве в 2014 г. объявлялось в Республике Алтай и Алтайском крае, Республиках Хакасия и Тыва, Республике Татарстан, Оренбургской, Ростовской, Магаданской и Курганской областях.
«То, что, проводя анализ потребности отрасли в финансовых ресурсах, Минсельхоз РФ уделил внимание потерям сельхозтоваропроизводителей от ЧС, свидетельствует о системном подходе министерства, – комментирует президент НСА Корней Биждов. – Со своей стороны, страховщики обращают внимание, что ЧС на местах крайне неравномерно отразились на агростраховании в конкретных регионах. По данным компаний НСА на 1 декабря, из регионов, пострадавших от ЧС, убытки в растениеводстве были заявлены страховщикам хозяйствами в Республике Татарстан и Оренбургской области, в то время как в других регионах с объявленным режимом ЧС агрострахование находится на низком уровне развития или вообще отсутствует».
«По сведениям НСА, некоторые из регионов, в том числе и пострадавшие от ЧС, в 2014 г. не развивали агрострахование, ссылаясь наневозможность софинансирования в запланированном объеме программы господдержки агрострахования из регионального бюджета, – поясняет президент НСА К. Биждов. – В связи с этим на совещании 21 января была обсуждена возможность нулевого софинансирования программ господдержки агрострахования регионами. То есть, при отсутствии денег у региона, господдержка будет осуществляться в пределах средств, выделенных на данный субъект федерации Минсельхозом РФ. Это, с одной стороны, в какой-то степени решит проблему доступа к агрострахованию аграриев в ряде регионов, но с другой – может уменьшить объемы субсидирования агрострахования. НСА считает, что ответственность региона за развитие системы агрострахования и наличие у аграриев страхового полиса должны учитываться при предоставлении, например, межбюджетных трансфертов регионам на оказание помощи сельхозпредприятиям после ЧС».
Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ на осуществление компенсации сельхозпроизводителям ущерба от природных ЧС были утверждены Правительством РФ 22 декабря 2014 г. Согласно этому документу, порядок осуществления оценки ущерба сельхозтоваропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ, а предоставление трансфертов будет осуществляться на основе соглашений между Минсельхозом РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.