«Каникулы» для взносов по ОПО грозят ростом издержек владельцев опасных объектов и социальной несправедливостью – НССО
Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) полагает, что освобождение владельцев опасных объектов от осуществления обязательного страхования приведет либо к социальной незащищенности граждан, либо к значительному увеличению издержек владельцев опасных объектов, на минимизацию которых и направлены меры, изложенные в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р., которым утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
Позиция НССО направлена во все заинтересованные ведомства, среди которых Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Служба Банка России по финансовым рынкам.
Предусмотренное п. 21 Плана освобождение от уплаты страховых взносов по договорам страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОПО) не только нарушает нормы налогового и гражданского законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми не допускается заключение договора страхования без оплаты страхователем страховой премии (ст. ст. 929, 954 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и противоречит основополагающим принципам страхования. Следовательно, реализация поручения в этой части невозможна в соответствии с действующим законодательством.
Если рассматривать возможность освобождения владельцев опасных объектов (всех, кроме 1-го класса опасности) от обязанности заключения договора обязательного страхования, то необходимо обратить внимание, что, по данным автоматизированной информационной системы НССО (АИС НССО), количество опасных производственных объектов 1-го класса опасности составляет менее 1% от общего количества опасных объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование.
Таким образом, отсутствие договоров обязательного страхования в отношении 99% опасных объектов повлечет отсутствие страховой защиты потенциальных потерпевших, к которым относятся не только работники предприятий, но и все население в целом, что, по мнению НССО, является недопустимым.
При отсутствии договора обязательного страхования и возникновении аварии на опасном объекте, возникнет вопрос, кто будет осуществлять возмещение вреда потерпевшим. Если при возникновении аварий на опасных предприятиях ущерб потерпевшим будет компенсировать государство, то это приведет к дополнительным расходам бюджетных средств. Механизм, при котором владельцы опасных объектов будут самостоятельно осуществлять выплаты потерпевшим денежных средств, повлечет резкое увеличение издержек соответствующих предприятий. В мировой практике, именно во времена финансовой нестабильности, институт страхования используется как способ минимизации возможных финансовых рисков промышленных предприятий.
Более того, в Российской Федерации, по состоянию на январь 2015 года, в соответствии с данными АИС НССО, 29 объектов, подлежащих страхованию, имеют максимальную страховую сумму в размере 6,5 миллиардов рублей. При этом 27 объектов из них являются гидротехническими сооружениями, для которых не установлен класс опасности, соответственно, ответственность владельцев указанных объектов не будет застрахована. Закон 225-ФЗ был принят в 2010 году как следствие произошедшей катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и был направлен на защиту интересов владельцев опасных объектов и потенциальных потерпевших.
НССО полагает, что освобождение владельцев опасных объектов от осуществления обязательного страхования приведет либо к социальной незащищенности граждан, либо к значительному увеличению издержек владельцев опасных объектов, на минимизацию которых и направлены меры, изложенные в Распоряжении Правительства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р также предусматривается поручение о совершенствовании механизма страхования, предусмотренного Законом 225-ФЗ и пересмотре уровня страховых тарифов. Обращаем внимание, что в декабре 2014 года, в соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2590-р Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, Минфин России подготовил и внес в Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Закон 225-ФЗ. Банк России в настоящее время завершает работу по анализу действующих страховых тарифов. НССО считает целесообразным скорейшее рассмотрение и принятие подготовленного Минфином России законопроекта, и принятие решения об уровне страховых тарифов по итогам анализа Банка России с учетом изменений Закона 225-ФЗ, которые, по нашему мнению, позволят снизить издержки владельцев опасных объектов.