Президент ВСС и РСА Игорь Юргенс о тарифообразовании ОСАГО
Комментируя тему тарифной политики в рамках обязательного автострахования в различных странах, президент ВСС Игорь Юргенс отметил, что прямое сравнение выглядит абсолютно некорректным, когда из разных слагаемых предпринимается попытка прийти к одной сумме.
Так, даже незначительный, казалось бы элемент, такой как франшиза на уровне 2-3%, может кардинально изменить картину убыточности. Например, на Украине, где широко применяется такая франшиза, частота заявления убытков в разы меньше, чем в России. Стоит подчеркнуть, что автопарки, и качество дорог, и масштабы, и другие факторы в разных странах влияют на показатель убыточности. Кроме того, лимиты покрытия в каждой стране – свои. Если уж ориентироваться на примеры удачного и сбалансированного тарифообразования, то есть смысл обратиться к Европейскому опыту, где пройден путь от жесткого тарифного регулирования к свободному ценообразованию. Согласно статистике, в среднем по Европе тариф составляет 200 евро, а например, в Великобритании он приближается к 800 евро.
Однако нам необходимо исходить из своих, российских реалий, ориентироваться на уже имеющуюся статистику убыточности и на те расчеты, которые готовят независимые эксперты. Так, согласно исследованию Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ), общее увеличение тарифов должно составлять 56,7%, где 25,43% – необходимое увеличение без учета новых базовых тарифов и лимитов по имуществу; 25,44% – увеличение лимита по имуществу с 1 октября 2014 года, 12,19% – износ; 0,57% – УТС; 24,23% – жизнь/здоровье.
Но складывать эти проценты некорректно, потому что цифра в 56,7% рассчитана на основе этих показателей по формуле. Добавьте простую логику: инфляция, девальвация и рост аварийности и вы выходите в некоторых регионах за цифру 60%.
Мы представили расчеты в Центральный банк. Он может принять их сведению, сделать свои выводы и альтернативные расчеты. Окончательно решение остается за ним.