В Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Здоровье персонала как часть КСО-стратегии российских компаний»
Первая в Северо-Западном регионе научно-практическая конференция «Здоровье персонала как часть КСО-стратегии российских компаний» прошла 21 мая 2015 года в Санкт-Петербурге. Организаторами стали компания «АльфаСтрахование» и Ассоциация Менеджеров (АМР). Мероприятие посетили профессионалы сферы HR и медицины труда. В ходе встречи эксперты поговорили об оценке эффективности инвестиций в здоровье персонала, а также об управлении канцерогенными рисками как части стратегии корпоративной социальной ответственности. Событие приурочено к совместному проекту «АльфаСтрахование» и АМР «Здоровье персонала».
Модераторами встречи стали Вадим Ковалев, первый заместитель Исполнительного директора Ассоциации Менеджеров, и Юрий Благов, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ, директор Центра корпоративной социальной ответственности PricewaterhouseCoopers. Ключевыми спикерами конференции стали Роберто Луккини, профессор профилактической медицины Школы медицины на горе Синай (США), профессор медицины труда Университета Брешиа (Италия), Евгений Леоненко, руководитель сектора корпоративных льгот и нематериальной мотивации Сбербанка России, Наиля Мазитова, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицины труда, гигиены и профпатологии ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, Виктор Тогобецкий, директор по охране труда и промышленной безопасности ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат".
Участники дискуссии обсудили концепцию устойчивого развития компании и интеграцию в стратегию принципов управления здоровьем персонала. Также эксперты поговорили об «обязательной программе» для организаций, которая подразумевает выполнение законодательных норм по профосмотрам, профилактике и снижению травмоопасности труда, и «произвольной программе» - популяризации среди сотрудников принципов здорового образа жизни.
Г-н Леоненко рассказал о собственном опыте Сбербанка по поиску наиболее эффективных инструментов управления здоровьем сотрудников. По словам спикера, любой сотрудник является внутренним клиентом компании, а значит, отношение компании к собственному работнику отражает отношение этого работника к клиентам. Главный HR-принцип Сбербанка: «Отношение Банка к сотруднику = отношение сотрудника к клиенту».
Г-н Леоненко выразил мнение, что программы управления здоровьем персонала должны носить характер долгосрочной стратегии. Необходимы последовательность и систематичность в осуществлении мероприятий в рамках данных программ. В Сбербанке программы по формированию активной жизненной позиции в отношении здоровья среди сотрудников включают проведение массовых акций («Зеленый марафон», «Бросаем вместе» и др.), проект по стимулированию здорового питания в точках приема пищи Сбербанка, предоставление возможности для занятий спортом, обучение по авторской методике д-ра М. МакГэннона «Лидер своего здоровья».
Стратегия управления здоровьем сотрудников в Сбербанке включает в себя принцип партнерства с компетентными провайдерами услуг в сфере управления здоровьем, принцип открытости, выражающийся в доступности информации о закупках услуг провайдеров, принципы проактивности, эффективности, а также привлечение максимально широкого круга экспертов.
Г-н Леоненко считает, что инструменты в области управления здоровьем нужно выбирать на основе многосторонней оценки их эффективности, а привлечение компетенций в области health management повысит качество программ. По словам спикера, формируя программы, следует ориентироваться не только на ожидания сотрудников, но и отбирать инструменты, обладающие наибольшей отдачей по влиянию на уровень здоровья (профилактические программы).
Г-жа Мазитова рассказала о выборе показателей и методик оценки эффективности инвестиций в здоровье персонала. Она сделала акцент на том, что исследования в области инвестиций в здоровье персонала должны проводиться силами мультидисциплинарных команд, в составе которых должны присутствовать и экономисты, и врачи. Целью такого экономического анализа является установление оптимального размера инвестиций в здоровье работников. При этом эксперт высказала мнение, что полная ликвидация всех возможных профессиональных рисков может оказаться экономически неэффективной, так как существует оптимальный уровень рисков на рабочем месте, дополнительные затраты по снижению которых приведут к снижению выгоды от них. По словам специалиста, анализ затрат на здоровье персонала строится из идентификации, расчета и оценки последствий от несчастных случаев, заболеваний и ведения нездорового образа жизни.
Софья Кошелева, профессор кафедры Высшей школы менеджмента СПбГУ, рассказала о наиболее негативных аспектах рабочего процесса для россиян (исследование международного кадрового агентства Kelly Services). Среди них недостаток физической активности, «подсиживание» со стороны коллег, сверхурочная работа. Факторами, которые позитивно влияют на здоровье, работники российских компаний назвали уменьшение количества стрессовых ситуаций на работе, гибкий график, занятия в спортзале и оплачиваемая медицинская страховка.
Илья Фоминцев, исполнительный директор Фонда профилактики, член Правления Ассоциации онкологов СЗФО, рассказал об основных этапах внедрения профилактики рака на корпоративном уровне: аудит рисков с привлечением специалистов по профилактике рака, формирование программы снижения рисков рака, регулярный контроль актуальности рисков, по результатам которого может изменяться программа. По словам эксперта, внедрение программ по профилактике онкозаболеваний приведет к снижению рисков болезни в корпорации (не менее, чем на 60%), снижению рисков смерти от рака (не менее 80%), улучшению психологической атмосферы, снижению уровня тревожности и фобий у сотрудников, исключению кадровых потерь, исключению финансовых потерь, связанных с лечением сотрудника.
«Мероприятия по управлению здоровьем персонала актуальны как никогда. Мы вступаем в новую эру социально ответственного ведения бизнеса, где все больше российских компаний вводят программы по поддержанию физического и эмоционального благополучия работников. Такие встречи помогают HR-специалистам разобраться, какие методики эффективны, как увеличить лояльность и мотивацию персонала, – комментирует Егор Сафрыгин, директор по маркетингу «АльфаСтрахование Медицина». – В ходе конференции в Санкт-Петербурге участники узнали, как поменять подход к охране труда в компании, как отобрать лучшие мировые практики управления здоровьем работников и многое другое. Я хочу поблагодарить всех экспертов за полезную, именно практическую информацию, а не просто теоретические выкладки. Я думаю, каждый, кто посетил мероприятие, узнал много нового».
Проект «Здоровье персонала», направленный на распространение инновационных HR-практик социально ответственного ведения бизнеса, получил федеральную поддержку в 2015 году. Миссией совместного проекта «АльфаСтрахование» и Ассоциации Менеджеров России является повышение прозрачности и конкурентоспособности российских компаний, а также укрепление общественного доверия к бизнесу. Целью проводимых мероприятий является обмен лучшим опытом, а также разработка и внедрение современных решений, снижающих уровень заболеваемости и повышающих эффективность деятельности сотрудников различных уровней.
Ассоциация Менеджеров (АМР) – независимая общественная организация национального масштаба, деятельность которой направлена на всестороннее содействие переходу российского делового сообщества к международным стандартам и этическим нормам ведения бизнеса, интеграции России в мировое экономическое пространство, налаживанию конструктивного диалога между властью и бизнесом, формированию позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом.