Организация горячего питания на предприятии повышает лояльность персонала
Сотрудники компаний, в которых организованы полноценные обеды и полезные перекусы, более лояльны к своему работодателю и активнее вовлечены в рабочий процесс. К такому выводу пришли специалисты Аналитического центра «АльфаСтрахование», проанализировав зависимость лояльности сотрудников от различных методов мотивирования персонала.
В рамках программы «Год здоровья персонала» Аналитический центр «АльфаСтрахование» провел исследование, результаты которого показали, что сотрудники компаний, в которых организованы горячие обеда и предоставляются снеки, лояльнее относятся к своему работодателю и вовлечены в рабочий процесс более интенсивно. Оно стало продолжением исследования, проведенного «АльфаСтрахование» в мае 2014 года, в ходе которого выяснилось, что компании не всегда используют методы мотивации персонала, которые сами же считают наиболее эффективными. Рейтинги совпали только по одному пункту – организация здорового горячего питания. Данный способ считается и самым эффективным, и является чаще всего реализуемым. Этот инструмент используется 31% опрошенных организаций и 39% компаний считают его самым эффективным. В опросе приняли участие 120 российских компаний с оборотом свыше 100 млн рублей в год.
Среди 120 опрошенных компаний в 26,5% организован хотя бы один вид бесплатного питания – горячие обеды, бонус-бар, витаминный полдник или бесплатные снеки. В 70% компаний еда приобретается самими сотрудниками. При этом в шаговой доступности находится столовая, кафе, магазин или автомат. У сотрудников 3,5% опрошенных компаний нет возможности приобрести еду.
Таблица 1. Доля компаний, организующих или не организующих питание для персонала
№
|
Тип компании
|
Доля в общем количестве
|
1
|
С организацией бесплатного питания
|
26,5%
|
2
|
С организацией платного питания
|
70,0%
|
3
|
Нет ничего
|
3,5%
|
Чаще всего компании, которые предоставляют доступ к бесплатному питанию, выбирают организацию горячих обедов (19,3% случаев). Доступ к бонус-бару предоставляют 3,8% опрошенных компаний, витаминный полдник организуют 1,0% работодателей. Горячее питание и бонус-бар доступны для работников 0,8% организаций, горячее питание и витаминный полдник – 0,7%, бонус-бар и витаминный полдник – 0,5%. Горячее питание вместе с бонус-баром и витаминным полдником организованы в 0,4% компаний. При этом в 99% случаев на предприятиях установлены кулеры с водой.
Абсолютное большинство работников, которым предоставляется одна из форм бесплатного питания, отмечают, что это повышает их лояльность к работодателю (93,0%).
Таблица 2. Доля компаний, организующих бесплатное питание для персонала
№
|
Тип питания
|
Доля в общем количестве
|
1
|
Горячие обеды
|
19,3%
|
2
|
Бонус-бар
|
3,8%
|
3
|
Витаминный полдник
|
1,0%
|
4
|
Горячее питание и бонус-бар
|
0,8%
|
5
|
Горячее питание и витаминный полдник
|
0,7%
|
6
|
Бонус-бар и витаминный полдник
|
0,5%
|
7
|
Горячее питание вместе с бонус-баром и витаминным полдником
|
0,4%
|
Итого
|
26,5%
|
Среди платных форм преобладают организованные точки питания, такие как столовые, а также магазины и автоматы со снеками в шаговой доступности от рабочего места. Доля компаний, организующих платное питание (самостоятельно или в процессе выбора помещения под офис), составляет 70,0%. На организации, поблизости от которых находятся столовые и магазины шаговой доступности, приходится 11,7%. Столовые и автоматы по продаже снеков встречаются в 10,9% компаний, магазины в шаговой доступности и автоматы по продаже снеков – у 10,0%. Организованную доставку горячих обедов за счет сотрудников предоставляют 5,8% компаний.
Удобно располагающиеся столовые, магазины, а также другие места общепита, в которых можно купить свежие и качественные продукты по доступным ценам, увеличивают общий уровень удовлетворенности персонала.
Таблица 3. Доля компаний, организующих платное питание для персонала
№
|
Тип питания
|
Доля в общем количестве
|
1
|
Столовая и магазины в шаговой доступности
|
11,7%
|
2
|
Столовая и автоматы по продаже снеков
|
10,9%
|
3
|
Магазины в шаговой доступности и автоматы по продаже снеков
|
10,0%
|
4
|
Столовая
|
9,8%
|
5
|
Магазины в шаговой доступности
|
9,7%
|
6
|
Столовые, магазины и автоматы по продаже снеков
|
7,0%
|
7
|
Организованная доставка горячих обедов за свой счет
|
5,8%
|
8
|
Организованная доставка и магазины в шаговой доступности
|
3,0%
|
9
|
Организованная доставка и автоматы по продаже снеков
|
1,5%
|
10
|
Организованная доставка, магазины и автоматы по продаже снеков
|
0,4%
|
Итого
|
70,0%
|
«Чем больше удовлетворен работник качеством своей жизни, тем лучше он работает. Организация питания является важным показателем ответственного отношения к здоровью своих сотрудников. Правильное питание заряжает человека энергией, дает силы думать и действовать, а значит, такой человек приносит предприятию больше прибыли, - комментирует Егор Сафрыгин, директор по маркетингу «АльфаСтрахование Медицина». – Как показало наше исследование, инвестиции в виде организации горячего питания увеличивают лояльность сотрудника к работодателю. Если оборот компании недостаточно велик для организации полноценных обедов, бонус-бара или витаминных полдников для сотрудников, существуют менее затратные способы – например, организация доставки платных обедов или, как минимум, изначальная аренда офиса в шаговой доступности от точек общепита и продуктовых магазинов. Здоровый и лояльный сотрудник – главная цель любого hr-директора и руководителя организации».
Проект «Здоровье персонала», направленный на распространение инновационных HR-практик социально ответственного ведения бизнеса, получил федеральную поддержку в 2015 году. Миссией совместного проекта «АльфаСтрахование» и Ассоциации Менеджеров России является повышение прозрачности и конкурентоспособности российских компаний, а также укрепление общественного доверия к бизнесу. Целью проводимых мероприятий является обмен лучшим опытом, а также разработка и внедрение современных решений, снижающих уровень заболеваемости и повышающих эффективность деятельности сотрудников различных уровней.
Ассоциация Менеджеров (АМР) – независимая общественная организация национального масштаба, деятельность которой направлена на всестороннее содействие переходу российского делового сообщества к международным стандартам и этическим нормам ведения бизнеса, интеграции России в мировое экономическое пространство, налаживанию конструктивного диалога между властью и бизнесом, формированию позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом.