Применение новой методики расчета размера УТС в ОСАГО добавит 5% к общей убыточности ОСАГО
Применение новой методики расчета размера утраченной товарной стоимости (УТС) при определении размера выплат по договорам обязательного автострахования (ОСАГО), проект которой подготовил Банк России, добавит к общей убыточности в ОСАГО примерно 5%.
«Долгое время самым дискутируемым был вопрос об учете УТС и о том, можно ли считать УТС возмещением реального ущерба, по сути, утрата товарной стоимости – это процесс естественной эксплуатации ТС. Решение ВС РФ о присуждении выплат по утрате товарной стоимости (УТС) при возмещении ущерба в ОСАГО приведет к дополнительным расходам для страховщиков ОСАГО. Крайне важно утвердить методику расчета УТС, которая не приводила бы к необоснованному обогащению владельцев транспортных средств», - отметил президент ВСС и РСА Игорь Юргенс.
Как заметил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, «выхода этого документа ждут и страховщики ОСАГО, и автовладельцы, и суды». «С его появлением исчезнет почва для оставшихся разногласий при определении стоимости восстановительного ремонта в ОСАГО, споры, в том числе судебные, часто связаны именно с определением оценки выплаты по УТС. Впредь все расчеты возмещения имущественного ущерба в ОСАГО будут максимально прозрачными и понятными всем сторонам. Этот документ станет неотъемлемой частью единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта, разработанной РСА в сотрудничестве с экспертами автомобильного рынка и утвержденной Банком России», - пояснил исполнительный директор РСА.
Е.Уфимцев уточнил, что все расчеты по возмещению ущерба в ДТП в ОСАГО после даты выхода методики должны будут включать УТС в оценку ремонта. При этом само понятие УТС применимо только к автомобилям возрастом до 5 лет. Он добавил, что РСА планирует провести серию обучающих региональных семинаров для экспертов-техников, в том числе по порядку применения УТС.
СПРАВОЧНО:
В Федеральном законе от 27 июля 2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" проблема решена: УТС включено в состав упущенной выгоды и не возмещается. Таким образом, имеются разные подходы в рамках обязательных видов страхования.
Дискуссия об УТС была продолжительной. В Федеральном законе от 25 апреля 2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вопрос возмещения УТС не разрешен.
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 263 от 07 мая 2003 года устанавливали, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению подлежит реальный ущерб.
В 2007 году Верховный Суд РФ признал исключение возмещения УТС незаконным, и суды стали взыскивать УТС по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Однако постановлением Правительства Российской Федерации № 131 от 29 февраля 2008 года были внесены изменения в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с которыми, реальный ущерб как объем страхового покрытия был исключен. В настоящее время Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств устанавливают, что в случае полной гибели имущества потерпевшего возмещению подлежит действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая, а в случае повреждения имущества - расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая". Таким образом, Правительство Российской Федерации исключило возмещение УТС из объема страховой выплаты. Поскольку УТС не являлся тем видом вреда, который изначально относился к числу покрываемых, он не был учтен в страховых тарифах, в свою очередь учет этого риска в страховых тарифах может грозить дополнительной нагрузкой на автовладельцев.