Доля аварий, оформляемых без участия полиции, будет неуклонно расти – СОГАЗ
С июля 2015 года доля страховых случаев по ОСАГО, оформленных по системе Европротокола, выросла примерно вдвое и составляет сейчас около четверти от всех заявленных убытков. По оценкам СОГАЗа, в ближайшее время эта доля будет расти и может достичь примерно 40%, однако добиться оформления подавляющего числа аварий без участия сотрудников ДПС по объективным причинам не удастся, считает первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин.
По действующему законодательству, без участия сотрудников полиции могут оформляться аварии с участием только двух транспортных средств, в которых не причинен вред жизни и здоровью. В большинстве российских регионов сумма имущественного ущерба в ДТП, оформляемых по системе Европротокола, не должна превышать 50 тыс. рублей. В четырех регионах – Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – лимит имущественного ущерба по Европротоколу составляет 400 тыс. рублей.
«Под законодательно очерченные рамки Европротокола подпадает очень значительное число аварий, но тем не менее остается большая часть сложных ДТП, в том числе с человеческими жертвами, на которые эта система распространена никогда не будет. Это первая причина, по которой Европротокол не станет всеобъемлющим явлением», – говорит Николай Галушин.
Среди других причин, ограничивающих распространение Европротокола, – недостаточная осведомленность об этой системе у участников дорожного движения и объективные сложности, связанные с оценкой ущерба на месте аварии, говорит первый зампред СОГАЗа.
«Часто участники ДТП сомневаются относительно суммы причиненного ущерба, в том числе в связи с возможными и неочевидными на момент аварии скрытыми повреждениями. Также автовладельцы боятся неправильно оформить документы, некорректно зафиксировать место ДТП и получить в результате отказ в страховой выплате. Поэтому граждане предпочитают даже под угрозой штрафов дожидаться приезда сотрудников ДПС, не покидая места аварии и не меняя картину произошедшего», – поясняет Николай Галушин.
Дальнейшему распространению системы Европротокола будет способствовать популяризации этой идеи и ведение разъяснительной работы среди автовладельцев со стороны страхового сообщества и государства. «Думаю, что на данном этапе сотрудники ДПС должны стремиться получать по телефону от участников аварий максимум информации о характере повреждений транспортных средств, оказывать консультационную помощь водителям и убеждать их урегулировать вопрос с оформлением несложных аварий без вызова сотрудника ДПС», – считает Николай Галушин.