Никита Исаев, Председатель Совета директоров Prime Group, Президент страхового холдинга Prime Insurance: «Ситуация с малым бизнесом у нас является экстренной»
Как сообщил 24 мая 2006 года ИТАР-ТАСС, правительство РФ одобрило меры государственной поддержки малого предпринимательства. Как заявил глава МЭРТ Герман Греф, в результате их реализации малый бизнес сможет удвоить объем выпускаемой продукции к 2010 году. К этому же сроку доля малого бизнеса в ВВП страны возрастет до 40 процентов, а доля малых предпринимателей в общем показателе занятости населения в экономике составит 50 процентов. Среди этих мер господдержки – обеспечение равного доступа к финансовым ресурсам, облегчение доступа к приватизации недвижимого имущества, развитие бизнес-инкубаторов, в том числе в студенческой среде, поддержка экспорта малых предприятий.
Комментарий Председателя совета директоров Prime Group, основателя Молодежной школы бизнеса Никиты Исаева:
- В последнее время приходится часто слышать о государственной поддержке малого бизнеса, который является, в общем-то, основой развития экономики любой страны. И абсолютно понятно желание государства выстраивать экономику, основанную на малом и среднем бизнесе. Но вот в своем заявлении господин Греф говорит о том, что объем выпускаемой продукции необходимо будет увеличить в два раза к 2010 году, но это, скорее всего, невозможно. Невозможно исключительно потому, что государство сначала должно изменить свою налоговую политику в отношении малого и среднего бизнеса, и пойти на снижение налогооблагаемой базы для молодых малых предприятий. Сейчас налоговая система не предполагает развитие нового бизнеса вообще никакого при отсутствии достаточного стартового капитала, который приходится формировать за счет привлеченных средств. Считаю, что налогооблагаемая база для предприятий и организаций малого бизнеса должна составлять не более трети от получаемых доходов – 30-33% - этого вполне достаточно, чтобы позволить новым предприятиям развиваться. Те издержки, которые повлечет за собой введение подобного рода льгот, могут быть компенсированы за счет средств стабилизационного фонда, который сейчас заморожен. И хотя средства стабилизационного фонда у нас могут быть направлены только на экстренные ситуации, так вот ситуация с малым бизнесом у нас является экстренной.
Нам обещают, что банки и кредитные организации пойдут на увеличение инвестирования в малый бизнес, но делать это они будут исходя из коньюктуры. Пока же коньюктура рынка этого не предполагает, поскольку велика рисковость малого бизнеса, в том числе и из-за больших налоговых расходов. В первую очередь предприятие покрывает расходы по налогам, а уже затем расплачивается за обслуживание кредитов. И в результате, у нас пока не редки банкротства предприятий малого и среднего бизнеса. Поэтому в первую очередь нужно работать с налоговой системой, а потом уже делать заявления относительно привлечения денег кредитных организаций и о государственном стимулировании этого привлечения.
Мы, например, в своей Молодежной школе бизнеса под наиболее удачные бизнес-проекты ребят даем кредиты под низкий процент. Кроме того, мы всяческим образом стимулируем ребят к активной работе в рамках проводимых нами бизнес-лагерей, поскольку стараемся сформировать у молодого человека понимание естественной, нормальной предпринимательской среды. К сожалению, пока государство у нас не является эффективным собственником, поскольку не занимается образованием в первую очередь. Практически все государственные вузы профилированы больше на получение студентами теоретических знаний, нежели практических. И не редко выходцы из институтов у нас работают не по профилю. Для государства это потеря кадров, потеря бюджетных денег, во многом это сломанные судьбы людей, мы просто теряем молодежь.