НСА: принцип «единой субсидии» может разрушить систему агрострахования
Национальный союз агростраховщиков направит обращение к органам власти о сохранении централизованной системы субсидирования агрострахования при планируемом существенном пересмотре порядка субсидирования сельхозотрасли.
«НСА подчеркивает, что агрострахование, как основная часть управления рисками АПК, должно иметь централизованный характер и управляться на основе федеральных стандартов, в том числе в части администрирования субсидий. В противном случае благие намерения об упрощении порядка господдержки обернутся крайне негативными последствиями. Результаты четырехлетней планомерной работы власти и страхового сообщества по закладке основ будущего развития агрострахования могут быть обнулены», – говорит президент НСА Корней Биждов.
«Развитие системы агрострахования, – это стратегическая задача, а регионы не могут самостоятельно решать проблемы аграриев в случае катастрофической засухи или другого события. Приоритет полномочий в этой сфере должен принадлежать федеральному центру», – заявил К. Биждов.
В настоящее время Минсельхозом совместно с Минфином подготовлены предложения по консолидации мер господдержки с учетом приоритетов развития АПК. В действующей Госпрограмме развития предусмотрены 11 подпрограмм и две целевые программы, в рамках которых аграриям предоставляются 73 вида субсидии. Было выдвинуто предложение о необходимости укрупнить статьи по мерам господдержки и число подпрограмм сократить до 7, субсидии распределить по 6 направлениям. При этом основную часть субсидий объединяется в «единую субсидию» и в рамках каждого направления регион сможет самостоятельно перераспределять средства без согласования с федеральным центром.
«Обеспокоенность и НСА, и ряда других союзов, работающих в области АПК, связана с тем, что в «единую субсидию» предлагается объединить расходы, предназначенные для финансирования и текущих задач, и стратегических целей, – поясняет президент НСА К. Д. Биждов. – То есть, в одной статье предлагается объединить средства, например, и на развитие племенного животноводства, и на поддержку страхования. При этом центр принятия решений по перераспределению субсидий переносится на региональный уровень. Таким образом, долгосрочные цели, требующие развития, могут быть подчинены краткосрочным задачам финансирования текущего сева или погашения задолженности аграриев. Практика работы НСА с регионами показала, что большая часть органов АПК рассматривает задачу развития агрострахования как «нагрузку», предпочитая ориентировать аграриев на помощь в форме прямых выплат из бюджета при ЧС.
Так, орган АПК под формальным предлогом отказывается принимать заявки от аграриев на субсидию на страхование, не регистрирует их, а после обращается в Минсельхоз РФ с предложением перераспределить средства данной субсидии другие цели – например, на поддержку краткосрочного кредитования. Регионы, реализующие такой принцип, имеют близкие к нулевым показатели развития агрострахования. Примеров множество: например, в Саратовской области в 2015 г. было застраховано 0,1% посевов (при этом объявлено ЧС в 31 регионе), при том, что в соседней Самарской области были застрахованы 17,5% посевных площадей».
В связи с этим НСА предлагает либо выделить субсидии на поддержку агрострахования в отдельное направление, либо ряд статей, относящихся к стратегическому развитию, включая агрострахование, сделать «защищенными» внутри общих направлений: региональные органы АПК не должны иметь право самостоятельно перераспределять эти средства.
«НСА подчеркивает, что 91% субсидий на страхование урожая – это средства федерального бюджета, ведь в конечном итоге именно на этом уровне решается вопрос экстренной поддержки при масштабных ЧС, как это уже неоднократно происходило. При этом надо помнить, что субсидируемое агрострахование – единственный вид господдержки, который регулируется отдельным федеральным законом, и что оно призвано обеспечивать сохранность всех видов инвестиций, которые осуществляются государством в АПК», – говорит К. Биждов.
Агрострахование является неотъемлемой частью аграрного бизнеса практически во всех странах мира со значимым сельхозпроизводством, отметил К. Биждов. При этом меры господдержки агрострахования, в отличие от остальных мер поддержки АПК, не ограничиваются по объему нормативами ВТО – входят в так называемую «зеленую корзину». «Россия вошла в ВТО в 2012 г. и с этого же момента начала построение системы агрострахования, которая лишь в 2016 г. переведена на централизованные принципы и стандарты. Государство впервые получило в свое распоряжение инструмент, который сейчас нужно сделать максимально эффективным. Данную работу нельзя откладывать, так как очень благоприятный период для сельского хозяйства страны, длящийся уже четвертый год, может скоро прекратиться. Уроки 2010 года в целом по стране, 2012 года в Сибири, 2013 году на Дальнем Востоке, когда стихия реально поставила под угрозу существование сельхозпредприятий, нельзя забывать».