НСА: правила «единой субсидии» должны обеспечивать аграриям равный доступ к господдержке
Новые правила предоставления средств федерального бюджета на субсидирование сельского хозяйства в регионах оставляют ряд вопросов, главный из которых, по мнению Национального союза агростраховщиков, – это сохранение равного доступа аграриев из разных субъектов РФ к господдержке страхования, предусмотренной федеральным законом №260-ФЗ. Об этом заявил президент НСА Корней Биждов, комментируя выход новых Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 г. и опубликованы в январе 2017 г.
«По сравнению с предыдущими правилами, сейчас из федерального документа исчезли указания на сроки перечисления субсидий аграриям и перечень необходимых документов для их получения, – сообщил президент НСА. – При этом регионы могут установить различные требования к претендентам на субсидирование, что приведет к неравенству аграриев из разных регионов – зачастую соседних, в которых могут находиться различные поля одного и того же хозяйства – в доступе к господдержке страхования. Напомню, что система господдержки агрострахования введена единым федеральным законом, условия и стандарты агрострахования с 2016 г. едины для всей страны».
Основное изменение, привносимое новыми правилами, – переход к «единой субсидии». Была проведена консолидация мер господдержки в рамках «единой субсидии» по ряду направлений, в том числе в нее включены страхование, экономически значимые региональные программы, поддержка малых форм хозяйствования и другие. В «единую субсидию» также входят средства на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в прошлом году.
Согласно правилам, средства будут направляться каждому субъекту федерации на основании формулы, по которой рассчитывается, на какую часть общей суммы федеральных субсидий может рассчитывать данный регион, а во второй половине года может быть произведено дополнительное перераспределение за счет невостребованных средств. В формулу включены такие показатели, как доля субъекта в валовом объеме продукции АПК страны за 3 года, его доля в размере посевных площадей, численности и приросте поголовья сельхозживотных, в количестве крестьянских (фермерских) хозяйств в стране. «Показатели развития агрострахования в перечень не включены, – отмечает президент НСА К. Биждов. – При этом применявшийся в последние годы аналогичный порядок расчета лимитов субсидирования на господдержку страхования на регион показал, что практически во всем регионах в конце года производилось изменение объемов субсидирования. НСА считает, что данный порядок должен быть усовершенствован, чтобы регионы понимали свои базовые возможности по организации агрострахования и могли планировать целевые показатели, исходя из этого».
В целом НСА не поддерживает включение господдержки агрострахования в «единую субсидию», отметил президент НСА. «Развитие страхования - это не отдельная краткосрочная программа развития подотрасли сельского хозяйства, это сквозная задача стратегического характера в финансовой области. НСА полагает, что ее нужно выделять в отдельное направление господдержки, для улучшения возможностей долгосрочного планирования, исходя из государственных целей на длительный период».