НСА: стабилизация системы субсидирования – основная задача в агростраховании на 2017 г.
2017 году основная задача по развитию системы агрострахования в России состоит в восстановлении стабильности механизмов планирования и организации господдержки, – заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов. В связи с этим НСА поддерживает обращение Минсельхоза РФ в Минэкономразвития РФ о возможности предоставления дополнительных средств господдержки агрострахования и кредитования аграриев за счет бюджета 2017 г. в размере возмещения объемов субсидий, сокращенных при корректировке бюджета в 2016 г. В то же время, в 2017 г. изменяется порядок планирования показателей субсидий на агрострахование для регионов РФ в связи с переходом к порядку «единой субсидии», что станет дополнительным вызовом для системы агрострахования.
«Беспрецедентная поддержка государства в виде льгот и субсидий, благополучный для растениеводства период с 2013 по 2016 год и рекордный урожай 2016 г. не только вывели отрасль АПК на прибыльность и привлекли в нее существенные инвестиции, но и создали хорошие условия для выстраивания системы агрострахования, – сказал президент НСА. – Эта система создана, и пришло время ее развивать целенаправленно. Следует помнить, что при неблагоприятных для растениеводства условиях, как это было в 2010-м году, в отрасли АПК могут реализоваться риски убытков на уровне 30-50 млрд. руб. в год, а возможности государства по нивелированию этих убытков в нынешних условиях, когда приходится задействовать резервный фонд, очень ограничены».
Центральный вопрос сегодня – это обеспечение адекватного планирования объемов господдержки страхования, которые должны быть предусмотрены для каждого из аграрных регионов на будущий год. Теперь этот объем не определяется Правительством РФ или Законом о бюджете, как ранее. Регион сам устанавливает его в рамках единой субсидии. «Опасность текущего момента состоит в том, что регионы могут быть дезориентированы в отношении целей и задач развития агрострахования, и может возникнуть соблазн пустить средства на решение краткосрочных задач», – отметил президент НСА.
До сих пор этому вопросу уделялось недостаточно внимания, так как в период с 2012 по 2015 год каждый раз в конце года проводилось перераспределение субсидий из одних регионов в другие, где страхование более востребовано – это около 30 основных аграрных регионов. Но в 2016 году из-за секвестирования бюджета в конце года в механизме распределения субсидий произошел сбой, в результате чего в 20 регионах было недофинансировано страхование ярового и озимого сева, а также поголовья сельхозживотных. Кроме того, основной расчет «по осени» привел к тому, что оплата страхования ярового сева в крупнейших зернопроизводящих регионах стала сдвигаться на осень, а страхования озимых - на следующий год.
«НСА считает, что необходимо в целом предусмотреть механизм, при котором средства на агрострахование должны выделяться к посевной на основе адекватной оценки потребностей региона и возможностей федерального бюджета», – подчеркнул К. Биждов.