Навигационный рынок России: в основе дальнейшего развития рынка – объединение на основе глобального навигационного пространства
ЭКСПЕРТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 2017
В основе дальнейшего развития навигационного рынка лежит объединение всех мировых навигационных систем, развитие телематических транспортных систем как цифровой трансформации автомобиля, консолидация систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и Платон, развитие коммерческих сервисов на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Об этом было заявлено на XI Международном Навигационном форуме, который прошел с 25 по 26 апреля в Москве.
Глобальное навигационное пространство
С каждым годом во всем мире растёт количество приложений и областей применения навигационных спутниковых сервисов. Рынок сервисов на основе навигационной информации уже через несколько лет будет оцениваться в десятки миллиардов долларов. Например, согласно отчету Европейского Агентства Глобальных Навигационных Спутниковых Систем (European GNSS Agency), выпущенному в мае 2017 года, количество устройств с функцией навигации во всем мире к концу 2017 достигнет 5,8 млрд. Почти 400 млн устройств из них будет установлено в автомобили. Благодаря развитию систем транспортной телематики и автономного вождения, а также обязательной установке систем экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС, e-call) в ряде стран, количество устройств с функцией навигации в автомобилях ближайшие 5 лет будет ежегодно расти в среднем на 11,4%. Только в России ежегодно продается более 1,5 млн автомобилей ежегодно, на каждый из которых с 1 января 2017 года должно быть установлено устройство системы «ЭРА-ГЛОНАСС». В целом количество устройств в 2025 году превысит 9 млрд. Рынок сервисов с использованием навигационной информации ближайшие несколько лет будет расти еще быстрее, со среднегодовой скоростью 20% и более в зависимости от сегмента. Объем рынка сервисов на основе геолокации (LBS) в мире к 2022 году вырастет до $61,8 млрд. Это отмечается в отчете Allied Market Research. Среднегодовой темп прироста рынка по их оценке – 26,6%. Драйвер рынка – увеличивающееся число мобильных компьютеризированных устройств, а рыночный тренд – растущая популярность среди предприятий мобильной рекламы на базе близкого присутствия клиента (данные с сайта Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»).
Российские эксперты на XI Международном Навигационном форуме заявили, что самыми перспективными рынками для навигации сейчас являются транспортная отрасль, сельское хозяйство, indoor-навигация и беспилотные навигационные системы. Такие инфраструктурные проекты, как «ЭРА-ГЛОНАСС», Платон и их консолидация, развитие единого навигационного пространства и технологий (V2X, LTE, LBS, ADAS), а также новые бизнес-модели (PAYD, PHYD, sharing economy, on-demand) и потребительские онлайн сервисы на основе позиционирования способствуют активному развитию рынка спутниковой навигации, которая является неотъемлемой частью цифровой экономики России.
Сопутствовать значительному росту рынка в России будет коммерциализация навигационных данных. На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» планируют создать отечественную сервисную информационно-телематическую платформу, что позволит создавать и развивать коммерческие навигационные сервисы. Среди этих услуг – оформление ДТП по европротоколу, помощь на дороге, эвакуация, охранные сервисы и многие другие.
Однако эксперты отмечают ряд проблем, таких, как отставание от нормативной базы и стандартизации процессов сбора, обработки и предоставления данных, полученных от навигационно-информационных систем, отсутствие финансирования навигационных проектов со стороны институтов развития. Эти факторы тормозят развитие рынка и снижают конкурентоспособность российских компаний в условиях усиления GNSS 4+ конкуренции в навигационном приемнике с развитием собственных спутниковых навигационных систем в таких странах как Индия, Китай и Япония. В настоящий момент ведутся переговоры о разработке и дальнейшем производстве совместного чипа. Так, ВЭБ, Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС») и китайская Группа компаний Norinco заключили на Петербургском международном экономическом форуме 2017 года соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает стратегическое партнерство в создании международного дизайн-центра навигационных технологий для приема и обработки сигналов спутниковых систем ГЛОНАСС.
«Поддержка и привлечение инвестиций в технологии опережающего развития – один из приоритетов стратеги ВЭБ 2.0. В фокусе нашего приоритетного внимания – те отрасли, в которых Россия может быть мировым лидером. В рамках проекта с НП «ГЛОНАСС» мы планируем осуществлять экспертизу, а также инвестиционное консультирование партнера по вопросам структурирования сделок с акционерным и долговым капиталом», – отмечает Сергей Горьков, председатель Внешэкономбанка.
«Создание подобных международных консорциумов, целенаправленное использование институтов развития Российской Федерации для финансирования создания нового поколения навигационных чипсетов с поддержкой системы ГЛОНАСС и конечных решений на их основе, и, как результат, создание специализированного технопарка по навигационной тематике для концентрации научного и технического потенциала, а также подготовки кадров и развития научных школ крайне важно в настоящее время. Это обеспечит развитие отечественных компаний, способных продвигать технологии ГЛОНАСС на мировом рынке в конкурентной среде», – комментирует Александр Гурко, президент НП «ГЛОНАСС».
Развитие проекта предусматривает реализацию не только в России, но и за рубежом, в т.ч. в КНР, выразившей заинтересованность в проекте. Участницей соглашения стала Китайская серверная промышленная корпорация Norinco Group (China North Industries Corporation, 中國北方工業公司) в лице 100% дочерней компании «Северный электронный институт» (NORTH ELECTRONICS RESEARCH INSTITUTE Co), которая является ответственной за разработку и коммерциализацию наземной инфраструктуры китайской спутниковой навигационной системы Beidou.
Без активной поддержки государства и институтов развития невозможно обеспечить конкурентоспособность российских компаний. Одним из вариантов усиления российских позиций может стать создание специализированного инвестиционного фонда для реализации навигационных проектов.
Телематические транспортные системы как цифровая трансформация автомобиля
В современном мире автомобиль для человека – незаменимое средство активного передвижения, поэтому с каждым днем перечень услуг и сервисов для водителей и пассажиров расширяется, появляются новые модели использования транспортных средств.
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов на ХI Навигационном форуме отметил, что для успешного развития автомобильной промышленности, повышения эффективности работы транспортного комплекса и, в целом, качества жизни населения России, в ближайшей перспективе необходимо совершенствовать традиционные формы и методы управления транспортным комплексом, найти новые «точки роста». «Такой точкой может стать внедрение в транспортной отрасли страны телематических решений, направленных на более эффективную эксплуатацию автомобилей и в целом городской инфраструктуры», – сказал он.
Сейчас по ряду текущих государственных инициатив планируется разработка телематических транспортных систем, которые сформируют единую экосистему в транспортной отрасли. «Мы считаем, что в будущем именно создание экосистемы, в рамках которой обеспечивается сбор, интеллектуальная обработка, анализ и обмен информацией между транспортными средствами и объектами телематической инфраструктуры, позволит внести значительный вклад в развитие умных страховых продуктов и инновационных потребительских сервисов в России. Основа внедрения интеллектуальных технологий – навигация. Поэтому важно консолидировать усилия для ускорения развития отрасли. Это, в свою очередь, повысит мобильность, снизит стоимость владения транспортным средством, а также обеспечит снятие и сглаживание законодательных и иных барьеров для развития рынка моторных видов страхования, будет способствовать появлению новых услуг и инновационных бизнес-моделей, расширению функционала существующих услуг, эффективности перевозок пассажиров, товаров, и самое важное – безопасности и экономичности транспортной сферы», – комментирует Александр Гурко, президент Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».
Для увеличения объемов производства продукции транспортной телематики
в России и стимулирования спроса на телематические технологии предполагается активности участников рынка в международных организациях и объединениях. Таким образом будет обеспечена совместимость и гармонизация с международными регламентами и стандартами.
В рамках деятельности совместного российско-китайского Комитета Проектов в области спутниковой навигации, Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» ведёт проект по навигационно-информационному обеспечению трансграничных переходов на границах РФ и КНР. В проект вовлечены государственные уполномоченные органы с российской и китайской стороны, а также коммерческие компании, планирующие реализацию пилотной зоны проекта. «Запуск пилотной зоны проекта в Дальневосточном регионе Российской Федерации поможет не только развитию инфраструктуры отдельного региона, но и, впоследствии, может перерасти в крупный структурный проект, способствующий реализации транспортного потенциала страны», – комментирует Владимир Климов, исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум».
«ЭРА-ГЛОНАСС» – результаты работы и перспективы развития
Примером успешной реализации навигационного проекта в России стала ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Инфраструктура системы развернута на всей территории Российской Федерации и находится в промышленной эксплуатации. За 8 лет усилиями российских компаний удалось реализовать системообразующий проект российского навигационного рынка, который ложится в основу дальнейшего развития инновационных сервисов и технологий. Российская сервисная информационно-навигационная система – это сетевая инфраструктура, в рамках которой обеспечивается сбор, интеллектуальная обработка, анализ и обмен информацией между элементами экосистемы телематических транспортных средств.
Обеспечено бесперебойное функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС». С 1 января 2016 года по сегодняшний день (на 5 июня 2017) системой принято и обработано более 226 тысяч вызовов. Из них экстренных вызовов при реальных ДТП – 1350, причем 485 вызовов – в автоматическом режиме при серьезных повреждениях автомобилей.
Период «освоения» системы фактически закончился и для изготовителей автомобильных устройств, и для автопроизводителей, и для пользователей. Поэтому количество тестовых вызовов уменьшается, а процентное соотношение реальных экстренных вызовов к общему числу поступивших растет.
По состоянию на начало июня 2017 года в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано более 542 тысяч транспортных средств, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб.
В 2017 году начинается активное развитие коммерческих сервисов информационных сервисов, которые будут оказываться с использованием инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС». В число этих сервисов входят: Помощь на дороге, Эвакуация при ДТП/Поломке, Аварийный комиссар, Охранные сервисы, Юридическая помощь, Удаленная диагностика, Мониторинг транспорта, Контроль топлива и другие.
«Создание совместных продуктов и сервисов на базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС» подразумевает взаимодействие с разработчиками программного обеспечения, производителями оборудования и провайдерами услуг. В рамках взаимодействия с этой группой партнеров мы нацелены на создание новых совместных сервисов и услуг, которые в дальнейшем могут быть предложены потребителям. Второе направление заключается в совместном с партнерами продвижении продуктов и сервисов АО «ГЛОНАСС». Это позволит нашим партнерам увеличить свою клиентскую базу. Сегодня мы уже можем говорить о реальной «экосистеме», возникшей вокруг системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и АО «ГЛОНАСС». «Экосистема» партнеров, продуктов и услуг будет дальше только расширяться», – сказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.
По словам генерального директора навигационного холдинга СпейсТим Алексея Смятских, проект «ЭРА-ГЛОНАСС» становится основным драйвером активного развития рынка транспортной телематики и спутниковой навигации. «Сотни тысяч новых автомобилей, сходящих с конвейеров автозаводов с предустановленным оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС, открывают новые возможности для сервис-провайдеров различных услуг на базе навигации и способствуют эффективному развитию экосистемы телематических сервисов, применение которых выгодно снижает стоимость владения автомобилем», – говорит А. Смятских.
Участники XI Навигационного форума так же отметили, что дальнейшему развитию телематических сервисов во всех сегментах автомобильного рынка будет способствовать консолидация и развитие государственных систем Платон и «ЭРА-ГЛОНАСС». Эксперты отмечают, что для оказания услуги потребителю должна быть проведена интеграция программных решений, сформированы и утверждены порядок и алгоритмы общения операторов и потребителей услуг. Сотрудничество по созданию сервисов является взаимовыгодным и позволит повысить лояльность клиентов к автомобильным брендам и услугам.
БАС – новая и быстроразвивающаяся реальность
Необходимо отметить ещё один сегмент рынка, который не может существовать без навигационно-информационных систем. Это рынок беспилотных авиационных систем (БАС), который активно растёт и развивается в России и во всем мире. Так ещё в 2015 году продажи БАС во всем мире составляли 4 млн единиц, в 2016 году проданы уже миллионы беспилотников, а в 2025 эта цифра вырастет до 100 млн. Глобальный рынок услуг с использованием дронов в 2016 составил около 700 млн долларов, а в 2022 составит уже 18 млрд долларов США. Стоит также отметить, что наибольший потенциал роста имеет рынок гражданских и коммерческих применений, который уже к 2020 году обгонит по объёму рынок обеспечения безопасности.
Ведётся активная работа рабочих групп в рамках НТИ и разрабатывается система управления трафиком и контроля применения малых БАС. Также ведутся переговоры по совместным проектам в сфере навигационной деятельности в формате БРИКС/ШОС.
Эксперты считают, что ключевым технологическим решением при создании системы учета, контроля и управления трафиком БАС должно стать использование для определения местоположения беспилотного воздушного судна в составе БАС сигналов глобальных навигационных спутниковых систем и, в первую очередь, сигналов ГЛОНАСС.
По словам Александра Гурко, руководителя рабочей группы по вопросам развития беспилотных летательных аппаратов, авиационных систем и авиационных видов спорта при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, БАС – это новая и быстроразвивающаяся реальность. «Многие страны уже приступили к ее осмыслению и приходят к необходимости ее «встраивания» в жизнь общества. С ней надо научиться жить, а значит, и научиться взаимодействовать. Для взаимодействия нужно создать систему отношений между заинтересованными участниками – производителями, поставщиками, пользователями (собственниками) БАС, государственными органами, гражданами. Очевидно, что для создания такой системы нужны исследования, определение требований к системе и разработка концепции ее создания как в правовой, так и в технической областях знаний», – подчеркнул Александр Гурко.
Так же планируется разработать правила эксплуатации транспортных средств с автоматизированным управлением для пилотных зон, предусматривающих правила движения беспилотников, обеспечение транспортной безопасности, порядок установления ответственности и возмещения вреда при возникновении дорожно-транспортных происшествий с беспилотными транспортными средствами. Внедрение новых моделей использования автомобилей позволит автоматизировать пользование платными услугами транспортной и дорожной инфраструктуры транспортного комплекса России, повысить технический и технологический потенциал нашей страны, долю высокотехнологичных производств продуктов и услуг.
Во время форума в России в третий раз прошел открытый чемпионат «Кубок чемпионов по дрон-рейсингу HD», призовой фонд которого составил 500 000 рублей. Игорь Левитин в приветственном слове победителям соревнований поблагодарил Александра Гурко, председателя Оргкомитета «Кубка чемпионов по дрон-рейсингу HD», за содействие развитию этого нового вида спорта, который набирает популярность в мире. Он отметил, что соревнования такого уровня должны носить международный характер.
«Развитие беспилотных авиационных систем является стратегическим направлением деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий». Поэтому наша цель – создать необходимые условия для развития этого рынка за счет создания законодательной и регуляторной базы, формирования экосистемы сервисов, приложений, платформ, провайдеров и поставщиков беспилотных летательных аппаратов и создания необходимой инфраструктуры.
Мы видим популяризацию развития БАС (беспилотные авиационные системы), в том числе, через проведение соревнований по инновационным видам спорта. Соревнования в таком уникальном формате в России мы проводим не первый раз. Формат гонок постоянно совершенствуется и усложняется. Например, в этот раз была самая длинная трасса в России, около 500 метров, в соревнования добавили экстремальный фристайл, количество препятствий увеличилось до 150. Мы уверены, что чемпионаты будут не только ежегодными, но и станут началом серии подобных событий», – рассказал Александр Гурко, президент Партнерства.
«Мы уже не первый раз поддерживаем эти соревнования. И есть определенный результат – наша команда заняла первое место, это прогресс! Компания «Ростелеком» активно следит за новыми технологиями, за развитием беспилотных систем, мы принимаем участие в отдельных проектах и уверены, что в ближайшем будущем сможем стать провайдером услуг для беспилотных авиационных систем», – подчеркнул Сергей Ханенков, директор проектов ПАО "Ростелеком".
«Мне нравится, что это технический вид спорта. Мы вместе с Некоммерческим партнерством «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» работаем над большой системой управления беспилотниками. Для того, чтобы ее создать, потребуется много усилий. Но то, что уже сейчас проходят такие соревнования в нашей стране, говорит о том, что необходимо уделять максимальное внимание развитию беспилотных систем», – подчеркнул Вячеслав Чистяков, начальник центра по реализации проектов в области использования результатов космической деятельности АО «Российские космические системы».
«Кубок чемпионов по дрон-рейсингуHD» – это серия спортивно-развлекательных мероприятий, направленных на развитие беспилотных авиационных систем.
Навигация – регионам
Директор департамента развития секторов экономики Минэкономразвития РФ Александр Масленников в ходе выступления на ХI Навигационном форуме отметил, что навигационные технологии на базе системы ГЛОНАСС используются в регионах России достаточно активно, и интерес субъектов внедрения к этой теме возрастает. По его словам Минэкономразвития на ежегодной основе осуществляет мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых технологий системы ГЛОНАСС в регионах. По итогам мониторинга формируется рейтинг субъектов РФ, который имеет публичный характер и ежегодно размещается на сайте Минэкономики. «По итогам 2016 года лидер рейтинга, Воронежская область, имеет 0,6 балла, где 1 – максимальный, а 0 – минимальный балл. В лидерах Курская, Омская, Новгородская области. В числе отстающих – Ставропольский край, Астраханская область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, где показатель внедрения навигационных технологий колеблется на уровне статистической погрешности», – сказал он.
Говоря о внедрении и оснащении аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС транспортных средств, Масленников привел следующие данные: доля транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, информация от которых поступает в региональные информационно–аналитические системы, составляет: в сегменте коммерческих перевозок транспортных средств (ТС) категории «М» – 18%, в сегменте специальных перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов – 4%, в сегменте организаций ЖКХ – 15,6%, в сегменте ТС для перевозки детей – 34,5%, в сегменте ТС, принадлежащих органам власти субъектов РФ, – 7%, в сегменте ТС, которые используются при проведении работ по содержанию автодорог, – 21%, в сегменте ТС, используемых для перевозки лесоматериалов, – 0,4%, для нужд сельского хозяйства – 0,6%, в сегменте санитарного транспорта – 65%.
Также он сообщил, что в 18 регионах технологии ГЛОНАСС используются для повышения безопасности функционирования критически важных объектов. «Доля таких объектов, оснащенных аппаратурой ГЛОНАСС, по соотношению с общим количеством критически важных объектов, составляет 2,4%. Наибольшее число критически важных объектов, оснащенных навигационными системами мониторинга, расположено в Пермском крае», – сообщил представитель Минэкономразвития.
Продолжая тему наземной инфраструктуры, он сообщил, что в регионах развернуто 611 референцных станций. «По сравнению с 2015 годом рост более чем на 30%. Из них количество станций, находящихся в государственной или муниципальной собственности составляет 437 единиц. Доля покрытия регионов сигналами высокоточной навигации ГЛОНАСС для строительных, геодезических и кадастровых работ колеблется от 0 до 100% в зависимости от региона. В ряде регионов покрытие полностью отсутствует», – сообщил Масленников.
При этом оказываемый экономический эффект от внедрения ГЛОНАСС–технологий в первую очередь заметен в наибольшей степени в области транспорта. Максимальная доля сэкономленных средств, выделяемых на ГСМ, составила в Новгородской области – 43%. Сокращается доля ДТП с участием ТС, оснащенных оборудованием спутниковой навигации и мониторинга. Наблюдается снижение нарушений транспортной работы – расписаний, маршрутов.
По мнению экспертов в следующем году российский рынок продемонстрирует усиление тенденции развития проектов, начатых в прошлом году. Также можно ожидать запуск пилотных зон для тестирования беспилотного транспорта, а также увидеть массовое внедрение сервисов на основе навигационных данных и connectivity. Эксперты едины в одном: навигационный рынок сформирован в России и успешно развивается, наступило время массового внедрения коммерческих сервисов. А основой дальнейшего развития должно стать объединение навигационных систем всех стран.
Экспертное обозрение подготовлено по мнениям ведущих экспертов навигационной отрасли России и по материалам Навигационного форума 2017 и выставки «Навитех-2017». Международный Навигационный форум представляет собой центральное событие года в Российской Федерации и странах ЕАЭС в сфере использования навигационных технологий. Основной задачей форума является информирование российской и зарубежной аудитории о рыночных и технологических трендах развития российского и международного навигационного рынка и их анализ, включая эффективность применения и развитие технологий в различных отраслях экономики, направление государственной политики по использованию ГЛОНАСС, а также возможности для международного сотрудничества и кооперации в сфере навигационной деятельности.
Параллельно с Навигационным форумом прошла 9-я Международная выставка «Навитех-2017», которая является уникальным специализированным проектом, где свои новинки представили мировые лидеры рынка спутниковой навигации, навигационно-информационных технологийи картографии.
Выставка «Навитех» – единственная специализированная выставка навигационных технологий в России. Экспозиция выставки «Навитех-2017» объединяет ведущих российских и зарубежных разработчиков и производителей навигационного оборудования, услуг и программного обеспечения, включая картографические приложения.
По словам организаторов, Навигационный форум и выставка «Навитех» уже много лет являются ключевыми событиями отрасли и помогают представителям государства и бизнеса узнавать о новых тенденциях и технологиях на рынке спутниковой навигации.