Юг России – лидер по страховым агентам-мошенникам
Аналитический центр «АльфаСтрахование» подытожил данные о работе страховых агентов-мошенников, которые ведут свою деятельность от лица компании и неправомерным путем обманывают автомобилистов. Лидером по количеству недобросовестных продавцов полисов ОСАГО оказался юг России с долей 40,2%.
На втором месте в рейтинге «АльфаСтрахование» находится Северный Кавказ, где действует 38,7% мошенников, на третьем – Центральный федеральный округ (10,4%), на четвертом с сильным отставанием располагается Приволжье (4%), на пятом – Урал (2,1%) Также в рейтинг вошли Дальний Восток и Северо-Запад (по 1,7%), замыкает рейтинг Сибирь (1,1%).
Регионами-рекордсменами, где действуют агенты-мошенники, стали Дагестан (23,1%), Чечня (9,1%), Адыгея (9,1%), Ростов (8%), Волгоград (7,8%), Краснодар (7,4%), Москва и Московская область (6,4%), Калмыкия (5,5%), Ставрополь (5%), Астрахань (1,8%) и Камчатка (1,6%).
Чаще всего к мошенничеству склонны так называемые субагенты, которые могут действовать «под вывеской и от лица страховой компании», не имея с ней никаких официальных или любых иных отношений. Иными словами, они как хамелеоны, притворяются сотрудниками страховых компаний, но таковыми никогда не были и не являются.
При оформлении полиса ОСАГО такие «агенты» вводят заведомо неверную мощность двигателя легкового автомобиля (50% случаев), а при запросе сканов подтверждающих документов делают фотомонтаж. В 37,4% случаев используются некорректные данные о территории преимущественного использования ТС, что влечет за собой уменьшение страховой премии. Например, они оформляют краснодарский автомобиль (КТ 1,8) на территорию использования в Чечне (КТ 0,6). В 10,8% агенты используют неполные данные по автомобилю (некорректный VIN и др.). В 4,6% используется неверная категория ТС: грузовой автомобиль представляют легковым, что тоже уменьшает цену полиса. В остальных случаях агенты могут умышленно неверно написать отчество человека, его дату рождения и т.п.
Значительная разница в стоимости должна сразу же насторожить автовладельца. Это верный признак мошенничества. Необходимо тщательно проверить все данные, которые вносятся в полис. ОСАГО является официальным документом, любая ошибка может сделать его недействительным как для ГИБДД, так и для страховой компании. В таком случае водителю придется заплатить штраф, и он не сможет рассчитывать на урегулирование убытков при ДТП.
Инновационные цифровые инструменты, BigData, системы анализа документооборота, искусственный интеллект позволяют сотрудникам «АльфаСтрахование» выявлять договора, заключенные подобными «агентами», и сообщать о проблеме покупателям данных полисов. Ведь наличие ложных данных приведет к недействительности полиса в момент ДТП, а значит, повлечет излишние траты для покупателя на выплату ущерба всем пострадавшим в аварии.
«Обманным путем агенты-мошенники, манипулируя коэффициентами, занижают цену полиса, но с клиента берут чуть ниже установленной расчетной премии, а иногда еще плату за свои услуги. Клиент, как правило, интересуется ценой полиса ОСАГО на свой автомобиль через интернет, радуется, что она оказалась ниже ожидаемой, но при этом не подразумевает, что страховая премия в полисе оказалась еще значительно ниже той, что ему озвучил агент. Разницу, как нетрудно догадаться, такой «порядочный» агент забирает себе, - говорит Евгений Череменин, вице-президент «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра компании. - Мы обращаем внимание всех автомобилистов, что оформление ОСАГО нельзя доверять сомнительным лицам. Страховая компания имеет право при неправильном расчете премии, посредством введения ложных данных при оформлении, в одностороннем порядке расторгнуть оформленный на сайте договор без возврата страхового взноса. Кроме того, в случае ДТП у обладателя «кривого» полиса возникнет немало проблем с возмещением ущерба, тут, как говорится, жадный или, скорее, хитрый платит дважды. Не забывайте, что посредническая деятельность в программе е-ОСАГО запрещена. Самостоятельное оформление полиса на сайте страховщика не сложнее онлайн-покупки авиабилета. Если при оформлении возникли сложности, можно также как и раньше приехать в официальный офис страховой компании и купить полис там».