RAEX: реформа регулирования рынка аудита может привести к сокращению выручки при повышении качества услуг и стабилизации цен
25 апреля 2018 года в Москве состоялся круглый стол «Реформа рынка аудита», организатором которого выступило рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика). Руководители аудиторских организаций, представители аудиторских СРО обсудили предстоящую реформу регулирования рынка аудита, демпинг и качество аудиторских услуг, а также новые технологии в аудите.
Итоги 23-го ежегодного выпуска рэнкингов крупнейших российских аудиторских организаций и групп представил Дмитрий Кабалинский, заместитель генерального директора по аналитическо-консультативной работе RAEX (РАЭКС-Аналитика): «Через призму рейтинга, в котором впервые участвовали все без исключения компании «большой четверки», мы увидели негативную динамику: доходы аудиторских организаций снизились на 5% по сравнению с 2016 годом, снижение у аудиторских групп и сетей составило 1%. Что важно, в лидерах падения – крупнейшие компании. Доходы упали у трети компаний, но на их долю пришлось 70% общей выручки. Влияние на рынок в ближайшие годы окажет реформа регулирования аудиторской деятельности. С одной стороны, мы прогнозируем снижение в среднесрочной перспективе ценового давления на рынке и повышение качества услуг. С другой – возможно сокращение объема выручки рынка из-за снижения числа компаний, для которых аудит является обязательным».
«Система взаимоотношений, которая возникла у аудиторов с государством, не работала в полной мере, поэтому возникла идея передачи полномочий от Минфина к Банку России, – прокомментировал Сергей Шапигузов, президент «ФБК Грант Торнтон». – Преимуществами я считаю заинтересованность Банка России к нашей работе в отличие от Минфина, гораздо большие финансовые возможности Банка России, а также профессионализм его сотрудников».
Ильгиз Баймуратов, генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза Сеть», поделился ожиданиями о ситуации на рынке: «Три-четыре года – достаточный период для того, чтобы наша экономика прошла цикл от стагнации к росту, и мы ожидаем, что спрос на качественную финансовую информацию возрастет. Сегодня многие аудиторские заключения формальны, поэтому мы ожидаем волну перевыпусков аудиторских заключений. Будут сокращаться сроки составления отчетности, увеличится количество объединенных центров обслуживания. Еще одним трендом станет автоматизация – так называемый онлайн-аудит. С помощью ИТ-инструментов будет проводиться постоянный мониторинг того, что происходит в учете и отчетности клиентов. Это требует больших инвестиций, и чем быстрее пройдет реформа, тем легче нам будет внедрить все эти решения».
«Основные изменения на рынке произойдут в силу двух тенденций, – отметил Владислав Погуляев, генеральный директор АО «БДО Юникон». – Первое: аудиторы несколько пересмотрят свой аппетит к риску и готовности брать на себя повышенный риск. Для этого необходимо будет вкладываться в развитие методологии и в обучение. Это дорогие процессы, но инвестиции в эту область увеличатся. Второй вопрос – это себестоимость. Единственным решением для сокращения человеческих трудозатрат станет уход в ИТ-технологии. В краткосрочном периоде это не окупится, в долгосрочном – надеюсь. Но это необходимо делать, иначе произойдет квалификационное отставание персонала аудиторских фирм от персонала крупных компаний».
Тему конкуренции затронула и Елена Лоссь, президент ООО «РСМ РУСЬ»: «Сегодня мы конкурируем с «большой четверкой» и нужно отметить, что существует только конкуренция брендов, потому что в компаниях «большой четверки» давно работают российские граждане. Мир стал глобальнее – это новые правила игры, новые вызовы для бизнеса, рынков, политиков и самих стран. Говорить о каком-то качественном разрыве не приходится. В нашей компании мы давно автоматизировали аудит, иначе бы мы не справлялись с работой для больших корпораций. Все сотрудники в штате, мы их регулярно учим, тратим на контроль качества, причем больше, чем на проведение самого аудита».
«Главная проблема рынка – это низкая маржинальность, – подчеркнул Сергей Никифоров, председатель общественной организации «Национальный Союз Аудиторов». – Не решив эту проблему, вряд ли можно ожидать успеха реформ. Поэтому в любом случае цены будут повышаться. Маржинальность должна быть достаточной для того, чтобы аудит был эффективным. Кроме того, должно произойти изменение в сознании клиентов, которые ориентировались на несколько другие подходы в проведении аудита с другими ценовыми ориентирами. За счет этого выравнивания может произойти дополнительное увеличение емкости аудита».
«Одним из важнейших вопросов в нашей системе сегодня остается финансовая грамотность, – добавил Владимир Чая, член правления саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация «Содружество». – К сожалению, сегодня не всякий генеральный директор может прочитать финансовую отчетность, не знает, что стоит за документами и статьями, поскольку никогда не занимался вопросами привязки экономических показателей. Мы могли бы сдвинуть систему в сторону интеллектуального аудита, аудита эффективности бизнес-процессов. Но эти виды имеют уже совершенно другую стоимость».