Президент НСА Корней Биждов выступил с докладом на Совете Законодателей в Санкт-Петербурге
Повышение гибкости законодательства об агростраховании для соответствия современным задачам развития АПК, а также организация субсидирования – главные вопросы, от которых в настоящий момент зависит будущее системы страховой защиты аграриев России. Об этом заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов в выступлении на заседании Совета законодателей 27 апреля.
Заседание, объединяющее законодателей обеих палат российского парламента – Совета Федерации (СФ) и Государственной думы, а также представителей законодательных собраний субъектов РФ, состоялось в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Основными темами обсуждения стали меры по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Участников Совета приветствовал Президент РФ Владимир Путин. С докладами выступили сопредседатели Совета законодателей – председатель СФ РФ Валентина Матвиенко и председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Среди вопросов совещания была и тема агрострахования, которую подняли председатель СФ Валентина Матвиенко, глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин, глава Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин и президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.
«То, что вопрос агрострахования был поставлен первым в повестку дня, говорит о критической важности данной темы для сельского хозяйства нашей страны, – заявил президент НСА Корней Биждов. – Об этом свидетельствует и внимание, с которым она была встречена Советом законодателей: от участников собрания поступили вопросы, которые говорят о том, что риски сельского хозяйства серьезно беспокоят регионы. НСА надеется, что внимание законодателей к решению проблем агрострахования, в первую очередь, в части организации субсидирования и повышения гибкости программ, позволит вывести сельхозстрахование на новый уровень и повысить его роль в реализации Доктрины продовольственной безопасности России. По итогам заседания Совета Законодателей, подготовка изменений в закон о господдержке агрострахования будет рекомендована к ускоренной разработке и принятию. Со своей стороны, НСА приложит все усилия для того, чтобы при подготовке изменений были максимально учтены все практические вопросы, от которых зависит функционирование системы, и современные потребности аграрной отрасли и регионов».
В своем выступлении президент НСА отметил, что за последнее десятилетие основные конкуренты России на мировом продовольственном рынке – США, Китай, Индия, страны ЕС – совершили прорыв в развитии своих систем агрострахования. За десятилетие мировой рынок агрострахования вырос в четыре раза и превысил 30 млрд долларов. Не менее 70% этих средств, обеспечивающих финансовую стабильность зарубежных агропроизводителей, приходится на страхование с господдержкой. При этом охват страхованием посевов в странах с развитыми системами составляет от 30 до 85%. В России построение агрострахования как общенациональной системы началось с 2012 года. За период до 2016 года система была создана: подготовлены и отработаны нормативная база, введены единые правила агрострахования, НСА как единое объединение агростраховщиков под контролем государства обеспечивает функционирование системы и гарантирование страховых выплат аграриям. За 6 лет после принятия закона о господдержке российские аграрии заключили более 30 тыс. страховых договоров и получили 28,3 млрд рублей страховых выплат – это почти в полтора раза больше, чем составили выплаты на компенсацию ущерба от ЧС. Президент НСА подчеркнул, что за это время отказ в страховых выплатах в агростраховании был минимален – не более 10% от количества выплат, и только 4% страховых случаев привели к судебным спорам.
В то же время, в 2017 году в России произошло резкое сокращение страхования в растениеводстве – страхованием было охвачено только 1,7% от общей посевной площади. Основной причиной такого падения Корней Биждов назвал изменение порядка субсидирования АПК – в целом благое для регионов решение о введении «единой субсидии» на агростраховании отразилось крайне негативно. «Необходимы серьезные меры по изменению существующего порядка субсидирования, - утверждает Корней Биждов. – Ключом к решению проблемы может стать выделение в государственной программе развития сельского хозяйства специального направления по управлению рисками».
Помимо вопроса о субсидировании, президент НСА отметил важность модернизации законодательства об агростраховании. Основная задача в этой области – повышение гибкости системы для соответствия условий страхования региональным особенностям и современному уровню развития АПК. Сегодня условия страхования жестко закреплены в законе. По мнению НСА, целесообразно ввести в закон порядок утверждения подзаконными актами дополнительных программ агрострахования с господдержкой, что позволит учесть специфику отдельных объектов страхования и особенности субъектов РФ. Данный подход разделяют и законодатели. «В Алтайском крае, например, семь почвенно-климатических зон. То есть в каждой из этих зон к страхованию должен быть индивидуальный подход, с учетом климатических условий», - отметил председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин. Глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин обратил внимание на необходимость рассмотрения вопроса о страховании доходов на случай ценовых колебаний не только в растениеводстве, но и в животноводстве.
В ходе выступления президент НСА опроверг мнение о том, что проблема страхования агрорисков в отдельных регионах связана с отсутствием страховых компаний. «Основная проблема – это отсутствие гарантий получения субсидий, - утверждает Корней Биждов. – В каждом регионе представлены минимум три страховые компании-члены НСА, вопрос в заинтересованности органов АПК».
Участники совещания от Государственной думы, глава аграрного Комитета ГД РФ Владимир Кашин и депутат ГД РФ Николай Харитонов в качестве одного из вариантов развития системы агрострахования предложили создание специализированной на агрорисках государственной страховой компании. «Это предложение вызывает серьезные сомнения и требует очень взвешенного подхода. Мировая практика показывает, что именно механизм частно-государственного партнерства с распределением риска между коммерческими компаниями является наиболее эффективным с точки зрения экономии бюджетных средств», – заявил Корней Биждов, обратив при этом внимание на высокую вероятность сценария, при котором подобная госкомпания будет периодически нуждаться в докапитализации. В то же время, подчеркнул президент НСА, страховые компании готовы к партнерству с государством – как показывает мировая практика, единая централизованная система может выполнять государственные задачи по организации страховой защиты аграрной отрасли.