Межрегиональный Союз Медицинских Страховщиков обеспокоен сложившейся ситуацией на рынке ОМС в Краснодарском крае.
С 2001 года страховые медицинские организации (СМО) края смогли путем
значительных усилий со стороны губернатора Краснодарского края,
Генеральной прокуратуры РФ, Ассоциации страховых медицинских
организаций Краснодарского края вернуть функции страховщика СМО, выполняемые ранее территориальным фондом ОМС.
Последние 5 лет СМО смогли полностью доказать свою состоятельность и несомненную полезность системе ОМС края.
Однако в середине июня ситуация внезапно и абсолютно парадоксально изменилась.
Начиная с 19 июня 2006 г. исполнительным директором Краснодарского территориального фонда ОМС (КТ ФОМС) Антоновой Е.И. предпринимаются целенаправленные усилия по разрушению сложившегося в Краснодарском крае механизма взаимодействия субъектов и участников ОМС, основанного на нормах федерального законодательства и реализующего страховой принцип оплаты медицинских услуг через страховые медицинские организации (СМО).
Замысел КТ ФОМС сводится к тому, чтобы в рамках осуществляемой с 01.07.2006г. реформы здравоохранения Краснодарского края установить особую систему финансирования лечебно-профилактических учреждений, минуя СМО. Предложения КТ ФОМС по данному вопросу 17.07.2006г. были направлены в Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края с приложением проекта трехстороннего договора между территориальным фондом, СМО, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ).
Одновременно с этим работающим на территории края СМО была в 2 раза понижена величина РВД.
По мнению МСМС, условия проекта договора КТ ФОМС в части выполнения территориальным фондом функции оплаты по поручению страховщиков медицинской помощи, оказанной лечебными учреждениями застрахованным гражданам, противоречат федеральным нормативным правовым актам:
-
Федеральному Закону "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06. 1991 г. № 1499;
-
Положению о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (в ред. Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 г. № 4543-1);
-
Положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 1018);
-
Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан (утв. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 г. № 1518/21-1 по согласованию с Минздравом РФ и Минфином РФ (регистрация в Минюсте РФ 20.06.2001 г. № 2756);
-
Типовым правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 03.10.2003 г. (рег. в Минюсте РФ 24.12.2003 г. № 5359);
-
Методическим рекомендациям по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование (в ред. Приказа Федерального фонда
обязательного медицинского страхования от 17.03.1999 г. № 20).
В качестве основных аргументов, обосновывающих переход на вышеозначенный способ финансового взаимодействия субъектов и участников системы ОМС Краснодарского края, руководством КТ ФОМС приводятся следующие положения:
-
СМО якобы выводят из системы ОМС средства, полученные в результате частичной или полной неоплаты счетов от применения экономических санкций к ЛПУ по итогам
вневедомственного контроля качества медицинской помощи;
-
СМО необоснованно считают средства, образовавшиеся от применения экономических санкций к ЛПУ в результате частичной или полной неоплаты услуг по итогам вневедомственной экспертизы КМП внереализационным доходом, подлежащим налогообложению и по мнению КТ ФОМС не должны перечислять в бюджет налог на прибыль.
Голословность подобных утверждений комментируется направленными в КТ ФОМС соответствующими разъяснениями УМНС РФ по Краснодарскому краю, Федерального фонда ОМС и постановлением Северо-Кавказского арбитражного суда.
Тем не менее, исполнительным директором КТ ФОМС умышленно инициируется распространение среди депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, коллективов медицинских работников, общественных организаций домыслов, порочащих репутацию СМО, а также направляется информация соответствующего содержания в правоохранительные и контрольно-ревизионные органы Краснодарского края.
Несмотря на наличие отрицательных заключений правового отдела КТ ФОМС и Департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края, рекомендаций Федерального фонда ОМС, содержащихся в решении Совета директоров фондов ОМС от 7 июня 2006г. (протокол №1, вопрос 3), исполнительный директор КТ ФОМС Антонова Е.И. 19.07.2006г. вынесла на заседание Правления КТ ФОМС вопрос о заключении трехстороннего договора и получила поддержку присутствовавших на заседании членов Правления КТ ФОМС. Форсированными темпами начата реализация комплексного плана разрушения сложившейся в Краснодарском крае законной системы взаимодействия субъектов и участников ОМС с заменой ее на абсолютно незаконную конструкцию, полностью выхолащивающую идею перехода на страховые принципы финансирования медицинских учреждений, названную Президентом РФ В.В. Путиным в качестве одной из важнейших задач в сфере здравоохранения.
Для скорейшего разрешения сложившейся ситуации Исполнительной дирекцией МСМС предприняты действия (включая устные консультации с руководством Федерального фонда ОМС (ФФОМС), Федеральной службы страхового надзора, направления соответствующих обращений на имя руководителей вышеозначенных структур и членов Правления ФФОМС, депутатов Государственной Думы ФС РФ Т.В. Яковлевой и А.П. Коваля), направленные на восстановление законного порядка взаимодействия участников системы ОМС в регионе.
О ходе развития ситуации в Краснодарском крае Исполнительная дирекция МСМС будет дополнительно информировать членов Союза.