С 7 мая ВСС вводит базовые стандарты защиты прав потребителей страховых услуг и проведения операций
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) с 7 мая вводит Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации, и Базовый стандарт совершения страховыми организациями операций на финансовом рынке.
Как пояснил президент ВСС Игорь Юргенс, эти стандарты обязательны для исполнения всеми страховыми компаниями.
Для разъяснения практики применения стандартов на официальном сайте союза опубликованы таблицы с ответами на вопросы по разъяснению положений базовых стандартов, а также размещены рекомендации по их применению: http://www.ins-union.ru/rus/about/standarts
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Страховщикам запретят ставить заключение одного договора страхования в зависимость от оказания клиенту иных финуслуг
Вступающие в силу 7 мая стандарты должны, кроме всего прочего, помочь обезопасить потребителей страховых услуг от навязывания им страховок.
Для достижения этих целей в стандарты включены условия, запрещающие страховым компаниям ставить заключение договора по одному виду страхования в зависимость от наличия (заключения) договора по другому виду страхования, а также от наличия (заключения) договоров оказания иных финансовых услуг, за исключением договоров комбинированного страхования.
Сейчас на навязывание страховщиками дополнительных услуг приходит около 10% всех жалоб. В абсолютном выражении жалоб совсем немного, однако ВСС считает, что для того, чтобы повысить доверие к институту страхования, необходимо предвосхитить все возможные негативные сценарии и обезопасить клиентов, в том числе от того, что какие-то страховые услуги им будут навязаны. Почти все поступившие жалобы на навязывание услуг были вызваны работой страховых посредников. Предложенные в стандартах меры позволят сделать эти нарушения еще более редкими.
Страховые стандарты защитят интересы инвалидов
Вступающие с 7 мая в силу стандарты обяжут страховщиков предоставлять информацию инвалидам в зависимости от конкретных особенностей людей так, чтобы им было удобно пользоваться ею. Самая уязвимая часть общества – люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды по слуху и зрению, получат весомую поддержку.
Теперь страховщикам рекомендовано обеспечить возможность обслуживания данной категории населения с учетом требований законодательства о социальной защите инвалидов, включая:
- допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика,
- возможность увеличения или звукового воспроизведения текста договора страхования и иных документов, необходимую в том числе для заключения договора, с использованием увеличенного размера шрифта,
- оказание иной помощи в преодолении барьеров, препятствующих получению лицами с ограниченными возможностями здоровья информации о страховых услугах наравне с другими лицами.
Жалоб по этому блоку в абсолютном и процентном выражении поступает немного - на них приходится всего около 3% всех жалоб по данной тематике. Однако данная категория людей особенно нуждается в защите и ВСС считает приоритетом заботу о них.
У потребителей появится удобный способ расторгнуть договор страхования
Также у потребителей появится возможность заключить в рассрочку такой договор страхования, который можно будет расторгнуть, просто не уплатив очередной взнос за него.
Такая возможность появится потому, что, согласно стандартам, страховщик будет обязан включить в договор страхования последствия неуплаты очередной части премии. Стандарты предлагают несколько вариантов таких последствий в дополнение нормы, которая содержится в Гражданском кодексе. Это делает договор страхования более гибким и позволяет более полно учесть интересы потребителей и снизить цену договора. Страховщик обязан уведомить страхователя о просрочке способом, согласованным с ним при заключении договора.
Кроме того, данная норма стандартов позволит страхователю временно приостановить оплату премий по долгосрочному договору страхования жизни без его прекращения.
Сейчас для того, чтобы досрочно расторгнуть договор страхования, клиент, как правило, должен написать заявление о расторжении договора. Кроме того, при оплате договора в рассрочку - оплатить первый взнос, который обычно больше, чем если бы был рассчитан пропорционально сроку действия договора, по истечении которого должен быть оплачен следующий взнос.
Страховщики будут отвечать за принятие агентами заявлений о расторжении договоров в “период охлаждения”
Теперь страховые компании будут отвечать за действия страховых агентов, принимающих заявления о расторжении договора во время действия “периода охлаждения”.
В частности, если агент просрочит передачу заявления в страховую компанию и “период охлаждения” истечет, страховщик все равно обязан будет расторгнуть договор на условиях “периода охлаждения” и вернуть страхователю деньги. Департамента контроля страховой деятельности СРО ВСС.
На сам “период охлаждения” поступает не очень много жалоб - всего около 3%. Однако подавляющая их часть связана именно с некорректными действиями страховых агентов. Типичная ситуация: клиент приобрел страховку в банке, затем решил от нее отказаться во время действия “периода охлаждения” и сообщил об этом в банк. А банк в силу каких-то своих внутренних причин вовремя это заявление в страховую компанию не передал. Страховщик в этой ситуации должен был отказать страхователю в применении “периода охлаждения”, что несправедливо.
После вступления стандартов в силу страховщик будет отвечать за действия своих страховых агентов. В стандартах говорится, что страховая организация обязана включать в договор со страховым агентом положения, обязывающие страхового агента соблюдать требования стандартов. При этом ответственность за нарушение страховым агентом требований стандартов несет страховая организация.
Страхователей предупредят о “коробках”, которые их не защитят
В случае, если есть риск, что по “коробочному” продукту страхователь не сможет получить выплату вследствие заключения договора без имущественного интереса, его об этом предупредят при попытке купить такую “коробку”.
Чаще всего отсутствие имущественного интереса наблюдается в ситуации, когда гражданин страхует свою дачу или недостроенный дом, на которые еще не оформлено право собственности. В результате получается, что ущерб, причиненный такой даче, страховщик просто не может компенсировать по закону - это противоречит Гражданскому кодексу. На такие ситуации приходится от 8 до 12% всех жалоб по страхованию жилья. В последние годы популярность коробочных продуктов при страховании недвижимости продолжает расти – предупреждение «о наличии страхового интереса» позволит сделать такие продукты более понятными для потребителя.
Страховщики не смогут требовать справку из МВД при отсутствии явных признаков противоправных действий
Страховые компании не смогут требовать с клиентов справку из МВД при отсутствии у события явных признаков противоправных действий. Сейчас это иногда практикуется некоторыми страховщиками по каско, когда вред машине причинен неустановленными лицами.
Довольно распространенный случай: автовладелец оставил машину у себя во дворе, а утром нашел ее поврежденной. Часто случается, что страховщик каско требует в этом случае справку из МВД о том, что вред причинен неустановленными лицами. А МВД, в свою очередь, отказывается давать такую справку. В результате автовладелец придумывает обстоятельства ДТП, которые не требуют получения такой справки, и, фактически, нарушает закон. Однако справка из МВД в данной ситуации на самом деле не является необходимой для страховой компании. ВСС учел это разночтение в базовых стандартах. Это, по оценке ВСС, позволит снять около 7% жалоб по каско.