Год без победителей: Allianz опубликовал результаты глобального исследования о благосостоянии населения планеты
В 2018 году объем мировых финансовых активов снизился впервые после финансового кризиса. Сближение экономик более бедных и богатых стран приостановилось. Рост долговых обязательств зафиксировался на высоком уровне. Россия: финансовые активы растут вопреки глобальному тренду. Глобальный средний класс находится в состоянии стагнации.
Allianz опубликовал десятый выпуск обзора о глобальном благосостоянии населения планеты «Global Wealth Report», в котором представлен подробный анализ материального благосостояния и денежных обязательств населения более чем в 50 странах. В 2018 году финансовые активы в индустриальных и развивающихся странах снизились, чего не происходило даже в 2008 году в разгар финансового кризиса. Владельцы сбережений по всему миру оказались в тупиковой ситуации, столкнувшись с эскалацией торгового конфликта между США и Китаем, бесконечной историей с Brexit и растущими геополитическими противоречиями, с одной стороны, а также с ужесточившейся ситуацией на валютном рынке и заявленными планами по нормализации монетарной политики, с другой.
Реакция фондовых рынков оказалась соответствующей: котировки ценных бумаг упали на 12% в 2018 году, и это оказало непосредственное влияние на рост активов. Глобальные финансовые активы домохозяйств снизились на 0,1% и сохранились на более или менее стабильном уровне 172,5 трлн. евро.
«Растущая неизвестность делает свое дело, – говорит главный экономист Allianz Михаэль Хайзе. – Разрушение привычного мирового экономического порядка неблагоприятно сказывается на накоплениях. И свидетельством тому – показатели роста активов. Хозяйственные отношения – это не соревнование. Либо все оказываются в выигрыше, как это было раньше, либо в проигрыше, как это случилось в прошлом году. Агрессивный протекционизм не знает победителей».
Сближение экономик более бедных и богатых стран приостановилось
В 2018 году глобальные финансовые активы на развивающихся рынках не только впервые снизились, но их снижение на 0,4% также оказалось более значительным, нежели в индустриальных странах (-0,1%). Слабое развитие в Китае, где активы снизились на 3,4%, сыграло ключевую роль. Однако и другие развивающиеся страны, такие как Мексика и ЮАР, также были вынуждены столкнуться со значительными убытками в 2018 году.
Мы наблюдаем интересное изменение трендов. В течение последних двух десятилетий темпы роста финансовых активов в более бедных регионах превышали их темпы роста в более богатых в среднем на 11,2% даже с учетом показателей 2018 года. Может сложиться впечатление, что «эффект наверстывания» в более бедных странах, который мы наблюдали ранее, больше не работает. Тем не менее, и индустриальные страны оказались не в выигрыше. Япония (-1,2%), Западная Европа (-0,2%) и Северная Америка (-0,3%) также столкнулись со снижением активов.
Восточная Европа – новый чемпион по росту активов
Финансовые активы домохозяйств в Восточной Европе выросли на 8% в 2018 году, подтвердив тем самым, что впервые с 2011 года этот регион растет быстрее, чем два других развивающихся региона – Латинская Америка (+7,1%) и Азия без учета Японии (-0,9%). Этот ощутимый рост был обусловлен в основном быстрым ростом в Турции и России.
При анализе структуры портфелей на удивление стабильное поведение владельцев сбережений в Восточной Европе становится понятным: доля банковских депозитов в этом регионе остается в целом неизменной на протяжении последних двух десятилетий и составляет около 55%, в то время как, скажем, в Азии, напротив, она значительно (на 16%) снизилась ввиду смещения фокуса в сторону более сложных сберегательных продуктов. При этом доля ценных бумаг, то есть сбережений, инвестированных в фондовые рынки, в Восточной Европе несколько снизилась. Такой же тренд можно наблюдать с 2010 года и в части сбережений, приходящихся на страхование и пенсии – их доля составляет 10,5% – это лишь одна треть от общерыночного уровня и значительно ниже, нежели в двух других развивающихся регионах.
«Это парадоксальное поведение, – говорит Микаэлла Гримм, одна из соавторов отчета. – Страны Восточной Европы быстро «взрослеют», и многие люди сберегают больше средств на будущую пенсию. Однако в то же время они не выбирают продукты, обеспечивающие наилучшую защиту этих средств, такие как страхование и рентные платежи. Дигитализация должна стать важным аспектом, который позволит предложить привлекательные решения в этой сфере. Восточной Европе стоит быть готовой к приближающемуся демографическому «цунами».
Рост обязательств зафиксировался на высоком уровне
Обязательства домохозяйств по всему миру выросли на 5,7% в 2018 году – чуть ниже прошлогоднего уровня (6%), но в то же время значительно выше долгосрочного среднегодового уровня роста, составляющего 3,6%. Глобальный коэффициент долга (обязательства в процентном отношении к ВВП) остался на стабильном уровне 65,1% благодаря устойчивому росту экономики. Большинство регионов показали соответствующую динамику. В Восточной Европе коэффициент долга не изменился значительно со времен финансового кризиса. Противоположная ситуация наблюдается в Азии (за исключением Японии), где этот показатель вырос более чем на 20% за последние 10 лет.
«Динамика долга в Азии, и особенно в Китае, довольно тревожная, – говорит соавтор отчета Патрисия Пелайо-Ромеро. Китайские домохозяйства сейчас настолько же закредитованы, насколько, скажем, немецкие или итальянские. В последний раз мы наблюдали такой быстрый рост уровня долговой нагрузки в США, Испании и Ирландии незадолго до начала финансового кризиса. Если сравнивать с развитыми странами, то уровень долга в Китае ощутимо ниже. Тем не менее, контролирующим органам не стоит в дальнейшем занимать наблюдательную позицию. Рост, завязанный на увеличивающуюся долговую нагрузку, не может быть устойчивым – даже Китай не обладает иммунитетом против кризиса».
Ввиду быстрого роста обязательств чистые финансовые активы, в частности разница между валовыми финансовыми активами и долгом, упали на 1,9% до 129,8 млрд. евро к концу 2018 года. Развивающиеся страны продемонстрировали наиболее значительный спад: чистые финансовые активы сократились на 5,7% (индустриальные страны – на 1,1%). В то же Время Восточная Европа продемонстрировала рост на 6,6%.
Россия: финансовые активы растут, несмотря на глобальный тренд
Финансовые активы российских домохозяйств выросли на 10,7% в 2018 году, продемонстрировав самый быстрый рост за последние три года. Вклад в этот рост внесли все виды активов. Так, в 2018 году банковские депозиты, на которые приходится более 60% всех финансовых активов, выросли на 11,7%, страхование и пенсии – на 12,2%, а ценные бумаги, в частности акции и другие финансовые инструменты – на 10,6%. Экономический подъем также можно наблюдать и по росту обязательств, который ускорился до 22% - самый высокий уровень за последние 5 лет. Как результат, коэффициент долговой нагрузки домохозяйств вырос до 20% к концу 2018 года, что почти вдвое превышает уровень 2010 года. Таким образом, Россию можно отнести к тому небольшому числу стран региона, где уровень частных долговых обязательств значительно вырос со времен финансового кризиса. Тем не менее, уровень закредитованности физических лиц все еще остается достаточно низким. Коэффициент долговой нагрузки по-прежнему ниже среднего коэффициента по региону, составляющего 23,6%.
Вследствие растущих обязательств чистые финансовые активы в России увеличились на скромные 6,7% в 2018 году, что значительно ниже среднего показателя за 10 лет, составляющего 27,2%. Финансовые активы на душу населения составили в нашей стране 4170 евро, что обеспечило России 43 место в рейтинге богатейших стран. Тем временем, в десятке лидеров США (не без помощи укрепившегося доллара) сместили с первого места Швейцарию. Если же посмотреть на изменения, произошедшие в рейтинге с начала века, то становится очевидным развитие многих стран Восточной Европы. Так, за эти годы отличную динамику продемонстрировали три представителя стран Балтии (+6 позиций), Россия (+6 позиций), Болгария (+4 позиции) и Венгрия (+3 позиции).
Просто временные трудности?
Впервые за последнее десятилетие глобальный средний класс не показал прироста. К концу 2018 года приблизительно 1,04 млрд. человек, среди которых почти 15 млн российских граждан, могли отнести себя к представителям среднего класса, что сопоставимо с показателями предыдущего года. На фоне снижающихся финансовых активов в Китае это нельзя назвать удивительным. До недавнего времени появление нового среднего класса было в основном связано именно с этой страной: почти половина представителей среднего класса говорят по-китайски, равно как и 25% представителей высшего класса.
«Существует все еще немало возможностей для глобального процветания, – говорит соавтор отчета Арне Хольцхаузен. – Если другие многонаселенные страны, такие как Бразилия, Россия, Индонезия и особенно Индия, будут иметь уровень и распределение благосостояния, сопоставимые с Китаем, глобальный средний класс увеличится приблизительно на 350 млн человек, а глобальный высший класс – приблизительно на 200 млн человек. В этом случае распределение благосостояния будет несколько более равномерным. К концу 2018 года на наиболее состоятельных представителей населения планеты, составляющих 10% от общего числа людей, приходилось 82% всех финансовых активов. Ставя под вопрос глобализацию и свободную торговлю, мы лишаем миллионы людей возможностей для дальнейшего роста и совершенствования».