Продуманная либерализация тарифов по ОСАГО не приведет к кризису
Комментарий Председателя Совета директоров Prime Group, президента страхового холдинга Prime Insurance Никиты Исаева.
Не могу согласиться с мнением тех страховщиков, которые заявляют о том, что либерализация тарифов по ОСАГО приведет к кризису. А именно такая точка была высказана на проходившем на днях в Санкт-Петербурге брифинге в ИА «Росбалт», посвященном обсуждению предложения ФАС - отменить фиксированные тарифы на полисы ОСАГО.
Жестко установленный единый тариф по ОСАГО с позиций маркетинга не позволяет достичь конкурентных преимуществ. Если у всех компаний все одинаково (тариф, сроки выплат и др. параметры), то зачем проводить конкурсы по ОСАГО в рамках ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (а такие конкурсы с завидной регулярностью проводятся ГУПами и МУПами)? Чем может привлечь клиента страховщик, кроме как привлекательными тарифами? На мой взгляд, у страховщиков должно быть пространство для «тарифного маневра». Только вот предоставить это право нужно с умом. Понятно, что установление 20 % скидки ни к чему, кроме демпинга, ни приведет. Ни о каком повышении качества услуг и дополнительном сервисе не может быть и речи. Зато это может спровоцировать волну недобросовестных страховщиков, которые снимут куш и растворятся в небытии, переложив бремя выплат на плечи РСА.
Другое дело, если предоставить право страховщикам делать наценку на базовый тариф ОСАГО, включая в него ряд дополнительных услуг, которые делают менее обременительным для потерпевшего процесс урегулирования убытков. Я имею в виду сбор справок, выезд аварийного комиссара и проч. Это как раз те качественные конкурентные преимущества, которые не позволяют недобросовестным страховщикам увеличивать число своих страхователей. Положительный эффект от этого будет особенно заметен при введении системы прямого урегулирования убытков: если сегодня полис ОСАГО – это полис «для других» (для потерпевшего, а не для страхователя, поэтому страхователю все равно, в какой компании страховать свою ответственность – лишь бы по возможности дешевле), то с системой прямого урегулирования убытков полис ОСАГО стане полисом «для себя», и тогда страхователь подумает несколько раз, прежде чем обращаться в ту или иную компанию.
Поэтому я бы предложил рассматривать в качестве одного из вариантов установления ценового коридора по ОСАГО возможность для страховщиков устанавливать не скидки, а надбавки, включая в них дополнительные услуги, расширяя их спектр и качество.
Страховой холдинг Prime Insurance, входящий в состав холдинга Prime Group, объединяет СК Prime Insurance и страхового брокера. На основе собственной лицензии компания осуществляет 17 видов страхования.
Стратегия работы Prime Insurance заключается в обеспечении клиентов услугами по управлению рисками европейского качества. На российском страховом рынке Prime Insurance ведет свою деятельность с 2003 года. За непродолжительное время компания смогла занять одну из лидирующих позиций в области качества клиентского обслуживания, эффективного финансового управления.