Эксперты Финансового университета провели исследование по ситуации на рынке ОСАГО, результаты которого показали стабильно высокий уровень доступности услуги для населения
Как прокомментировал результаты исследования президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, аналогичные выводы можно сделать и на основе данных, имеющихся в союзе: число жалоб на недоступность полисов ОСАГО, поступающих в РСА, снизилось практически до нуля, в ЦБ также констатируют факт резкого сокращения жалоб в системе ОСАГО. «Очевидно, что улучшение ситуации в обязательном автостраховании происходит на фоне проводимой реформы в этом сегменте страхового рынка. Индивидуализация тарифа ОСАГО привела к росту конкуренции и, как следствие, к повышению уровня доступности услуги, а также к снижению ее стоимости – на 5-6%», - отметил И.Юргенс.
Исследование состояния рынка ОСАГО, проведенное Финансовым университетом:
Основные результаты исследования, проведенного Финансовым университетом при Правительстве РФ в декабре 2019 года
1. Опросы и проведенные на их основе расчеты показали, что 99% автомобилей, которые находятся в собственности автовладельцев, проживающих в крупных городах, застрахованы по ОСАГО. В целом можно говорить о том, что российский автопарк, принадлежащий населению, застрахован по ОСАГО практически полностью.
2. Только 1% автовладельцев заявили о том, что в их городе затруднительно купить полис ОСАГО, еще 7% признали, что с приобретением полиса встречаются затруднения. И 92% участников исследования отметили, что в их городе полис ОСАГО можно купить без каких-либо проблем. В последние месяцы мы видим стабильно высокий уровень доступности полисов ОСАГО для населения.
Сегодня 23% автовладельцев имеют опыт приобретения электронных полисов ОСАГО. Отсутствие роста популярности электронных полисов говорит о наличии препятствий, мешающих страхователям шире пользоваться этим каналом доступа к страховым продуктам.
Потребительская оценка качества работы страховщиков на этапе продажи страховых продуктов по данным за декабрь остается весьма высокой – полностью или в основном ей довольны 87% автовладельцев. В последние месяцы стабильно растет доля автовладельцев, которые считают сервис страховщиков при продаже полисов очень высоким.
3. Сегодня 61% автовладельцев считают стоимость полисов ОСАГО доступной, невысокой, скорее приемлемой или относятся к стоимости полиса нейтрально. Это меньше средней оценки приемлемости стоимости полиса, рассчитанной по итогам исследования в июне-декабре – в целом по семи волнам исследования стоимость полиса считают невысокой, скорее приемлемой или относятся к ней нейтрально 67% респондентов.
4. Сегодня 72% автовладельцев не знают случаев, когда автомобиль используется без полиса ОСАГО. В последние месяцы доля тех, кто не знает случаев езды без полиса, снижается. Соответственно, растет доля автовладельцев, осведомленных о случаях эксплуатации автомобилей без полиса ОСАГО. Если эта тенденция окажется устойчивой, следует рассмотреть меры по ужесточению контроля наличия полисов ОСАГО у автовладельцев.
5. За последние месяцы мы наблюдаем существенное снижение доли автовладельцев, которые считают, что в их городе невозможно купить фальсифицированный полис. Только 25% автовладельцев придерживаются точки зрения о том, что фальсифицированные полисы ОСАГО в их городе недоступны. Еще 41% автовладельцев считают, что поддельные полисы в их городе легко доступны, и 34% респондентов утверждают, что их можно купить при желании. Сегодня доля автовладельцев, которые считают, что в их городе невозможно купить фальсифицированный полис ОСАГО, намного меньше пикового значения, отмеченного в ходе исследования в августе (67%). Это может свидетельствовать об активизации мошенников, предоставляющих на рынке услуги по приобретению автовладельцами «дешевых», фальсифицированных страховых полисов ОСАГО.
6. Среди автовладельцев, которые получали выплаты по ОСАГО, 73% скорее удовлетворены, полностью или в основном удовлетворены работой страховщиков при урегулировании страховых случаев.
7. По данным исследования за декабрь, 17% респондентов известны более или менее частые случаи попыток обмануть страховщиков при получении выплат по ОСАГО.
8. Среди страхователей сохраняется достаточно высокий уровень осведомленности о новациях, происходящих в последнее время на рынке ОСАГО. Так, 77% автовладельцев заявили о том, что знают о приоритете натурального возмещения ущерба над денежным, 65% - об увеличении максимального возмещения по «европротоколу», 48% участников исследования заявили о том, что знают о фиксации коэффициента бонус-малус в течение года и 57% - о расширении ценового коридора при определении стоимости полиса ОСАГО для потребителя.
Полностью или в основном поддерживают, а также относятся к инициативе нейтрально:
- расширение тарифного коридора 93% опрошенных,
- приоритет натурального возмещения – 61%,
- развитие «европротокола» - 74%,
- увеличение «потолка» возмещения в связи с материальным ущербом, а также ущербом жизни и здоровью – 77% опрошенных.