Возобновления 2020: взгляд АО РНПК на рынок перестрахования
АО РНПК взаимодействует со всеми российскими страховщиками и как центр страховых компетенций накапливает сведения о рынке и анализирует их. Представляем первый аналитический обзор на тему возобновлений договоров перестрахования. Данные обзоры планируется готовить на регулярной основе.
Возобновления непропорциональных облигаторных договоров перестрахования имущества и технических рисков в январе показывают, что совокупная приобретаемая емкость снизилась на 5% и составила 132 млрд руб. по курсу на 01.01.2020. При этом два страховщика увеличили ёмкости своих программ, а сокращение приобретаемой емкости связано с тем, что СПАО «РЕСО-Гарантия» купило САО ЭРГО, а АО СК «Сибирский Спас» ушло с рынка. Средний размер собственного удержания не изменился и составляет 3% от ёмкости. Не изменилась и стоимость программ перестрахования, которая, в среднем, по рынку составляет 4% ROL (отношение перестраховочной премии к размещаемому лимиту). Это отражает разнонаправленное движение на международных рынках, где подорожание коснулось программ с убытками, включая программы, покрывающие зоны природных катастроф, в то время как программы без убытков размещались без изменений и даже с умеренной скидкой. Состав перестраховщиков-лидеров, а именно Gen Re, Hannover Re, SCOR и Swiss Re дополнился новым игроком AXA XL в одной из крупных программ. Замену лидера на возобновлении произвела только одна компания на рынке.
Возобновления непропорциональных договоров перестрахования грузов и судов показывают, что совокупная емкость в валюте договоров не изменилась и составила 30 млрд руб. по курсу на 01.01.2020. Средний размер собственного удержания также не изменился и составляет 3% от приобретаемой емкости. При этом стоимость перестрахования выросла в среднем на 19% до 3,2% ROL. Подорожание коснулось большинства договоров и в наибольшей степени программ, затронутых убытками по каско судов. В число убытков, влияющих на увеличение стоимости, входят пожар на теплоходе «Иван Голубец» и затопление теплохода «Бухта Наездник». Hannover Re и Swiss Re сохранили свое доминирующее положение как перестраховщики-лидеры.
Количество облигаторных непропорциональных договоров перестрахования ответственности на рынке очень невелико. Каких-либо существенных изменений при их возобновлении с 01 января не произошло. Основными лидерами выступают Hannover Re и Partner Re.
Подавляющее большинство облигаторных договоров размещается большой тройкой брокеров – AON, Willis Towers Watson и Guy Carpenter. В этой части расстановка сил не изменилась.
В факультативном перестраховании изменения имеют более выраженный, а по отдельным сегментам даже драматический характер. В отсутствие единой даты возобновлений были проанализированы результаты возобновлений наиболее крупных рисков прошлого и начала этого года.
Большинство возобновлений по имуществу прошло без изменений или со снижением ставки премии. По данным АО РНПК, снижение в среднем составило 4%. При этом снижения имели место в основном при возобновлениях прошлого года. Подавляющее большинство энергетических рисков возобновляются со значительным повышением, которое в среднем на момент написания этой статьи составляло 22%. Стоимость страхования энергетических рисков в силу их высокой стоимости, а также требований кредиторов и акционеров, напрямую зависит от стоимости перестрахования на зарубежных рынках, которая сильно изменилась в последнее время ввиду больших убытков в этом сегменте. Здесь стоит отметить, что несмотря на столь сильное среднее увеличение, многие компании предпринимали активные попытки оптимизации, используя всю палитру методов воздействия – максимизация размещения на российском рынке как напрямую, так и через компании с более высоким рейтингом, увеличение франшиз, пересмотр лимитов и страховых сумм в сторону уменьшения и т.п. К сожалению, не всем удалось достичь ощутимого результата, особенно сложно это было сделать компаниям с зарубежными акционерами и кредиторами, а также компаниям, у которых были убытки, однако, были и те, кому удалось сохранить текущий бюджет.
В сегменте строительно-монтажных рисков, включая риски оффшорного строительства, изменение ставок по крупным и сложным проектам, требующим перестрахования на зарубежных рынках, является разнонаправленным в интервале от -15% до +10%.
Сегмент авиационных рисков, полностью зависящий от зарубежного перестрахования, испытал повышение в среднем на 20%. Причем это повышение коснулось всех без исключения договоров перестрахования, что является следствием как общемировой тенденции, обусловленной убыточностью этого сегмента для страховщиков на протяжении последних минимум 7 лет, так и наличия крупных убытков у российских авиакомпаний в 2019 году, таких как аварийная посадка А321 и катастрофа SSJ 100. Лидеры большинства программ, такие как Allianz, Liberty Mutual, AXA XL, Global Aerospace, AIG, остались неизменными.
Еще одним сегментом, испытывающим значительное повышение ставок, являются финансовые линии, в особенности D&O (страхование ответственности директоров). Повышение тарифов вызвано в основном ростом перестраховочных ставок на западном рынке, который, в свою очередь, связан с убыточностью по видам финансовых линий на протяжении последних нескольких лет. Также на ставки по сегменту оказывает влияние ухудшающаяся статистика банкротств в РФ, субсидиарная ответственность, увеличение количества исков к директорам в России и за рубежом, иски к директорам российских компаний в других юрисдикциях. Все это привело к повышению тарифов по большинству факультативных договоров перестрахования в этом сегменте в интервале от 20% до 200%, по ряду отраслей рост составил до 400 %. Пропорциональные облигаторные емкости по D&O существенно сократились по лимиту и объему покрытия, а непропорциональные программы, включающие покрытие по финансовым линиям, возобновились с существенным повышением.
Все описываемые выше изменения были вполне ожидаемыми, учитывая тенденции на международных рынках перестрахования, от которых российские риски все еще сильно зависят.
В 2020 году в имущественном сегменте мы ожидаем, что компании-страхователи приложат еще большие усилия для оптимизации стоимости программ всеми доступными методами, но, в первую очередь, максимизируя размещение на российском рынке. Мы прогнозируем пересмотр программ с точки зрения их наполнения, более внимательное отношение к установлению лимитов и страховых сумм, особенно по перерыву в производстве, в том числе и в течение срока действия договора страхования, а также переносы сроков оплаты на более поздние периоды. Наибольшее влияние будет оказано на сегмент малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, затронет наполняемость облигаторных договоров.
Изменения также ожидаются в авиационном сегменте, который в большом объеме возобновляется в середине года и которому жизненно важен рост ставок для выхода на прибыльность. В связи со снижением полетной активности весной 2020 года размер премии, поступающей на рынок авиационного страхования, снизится минимум на 20%. Вероятнее всего, авиационные андеррайтеры пожелают ее компенсировать. Поэтому можно предположить не только увеличение тарифных ставок при возобновлениях, но и возврат уже подписанной премии по действующим договорам по причине снижения объема перевозок. Из-за этих влияний рынок авиационного страхования станет более волатильным.
Все вышеперечисленные тенденции вынуждают участников рынка искать новые решения и подходы, которые могут привести к оптимизации страховой защиты и повышению ее эффективности, а также максимизации перестраховочной премии на российском рынке.