Эксперты НИУ ВШЭ: «Эпидемия коронавируса не должна стать предлогом для бездумного и поспешного демонтажа системы ОМС»
К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ, проведя сравнительный анализ реагирования различных систем здравоохранения на пандемию COVID-19, в частности – России и других стран с развитыми системами здравоохранения. Международный опыт и российская практика представлены во втором еженедельном «Аналитическом бюллетене НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире», составленном при участии специалистов Центра политики в сфере здравоохранения – В.В. Власова, С.В. Сажиной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина.
Вузовские ученые обратили внимание на одну из ключевых проблем всех национальных систем здравоохранения - поиск баланса между расширением ресурсной базы для борьбы с COVID-19 и обеспечением плановой терапии. В Италии плановое лечение было отложено практически полностью, а в Германии и США ограничились рекомендациями по замораживанию некритичных видов помощи. Увеличение же числа коек рассматривалось в европейских системах здравоохранения в качестве инструмента адаптации к условиям пандемии и создания резервного фонда на случай повторения аналогичных эпидемий. Даже в Великобритании, где оснащение койками традиционно ниже, чем в других европейских странах, расширение стационаров рассматривалось как временная мера.
Возникшие дополнительные расходы на здравоохранение в связи с борьбой с COVID-19 в европейских странах варьировались от 1,2% в Швеции до 27,2% в Литве. Медианное значение по Европе составили 3%. В России дополнительные бюджетные расходы на мероприятия по борьбе с коронавирусом достигли 92,7 млрд. руб. С учетом поправок экономических расчетов доля российских расходов составила 2,9%, что сопоставимо с еврпейскими показателями.
В странах, где как и в Россия сложилась страховая модель медицины, произошли изменения способов оплаты работы лечебных учреждений. В частности, состоялся переход от постоплаты к авансовым платежам и другим инструментам, сходным с механизмами бюджетного финансирования. Однако эти меры воспринимаются в качестве временных и экстренных. В странах со страховой медициной вопрос о сломе действующей модели не ставится.
«Эпидемия коронавируса не должна стать предлогом для бездумного и поспешного демонтажа российской системы обязательного медицинского страхования. Мобилизовать необходимые финансовые ресурсы и обеспечить эффективное финансирование медицинских организаций, как занятых оказанием медицинской помощи больным инфекционными заболеваниями, так и сокращающих по необходимости в условиях эпидемии объемы помощи другим пациентам, можно и в системе ОМС, о чем свидетельствует успешный опыт борьбы с COVID-19 в Германии и Нидерландах», - сообщается в бюллетене.
«Российский и мировой опыт функционирования страховой медицины показал, что система ОМС работает эффективно и обладает высоким адаптивным потенциалом. А призывы к переходу на бюджетную модель являются обычным популизмом. Более того, история с затянувшимися выплатами для медперсонала, работающего с зараженным коронавирусом, доказывает - бюджетная схема требует постоянного внимания со стороны президента России», - подчеркивает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов, - «Популизм только отвлекает от решения реальных проблем охраны здоровья граждан. В частности, одна из таких проблем – своевременная отчетность медицинских учреждений по авансовым платежам, приведение их в соответствие с оказанной медицинской помощью. Из сложившейся ситуации система здравоохранения должна выйти финансово сбалансированной».
На сегодняшний день в России, как и во многих других странах, структура медицинской помощи в условиях эпидемии COVID-19 находится еще в стадии формирования и не стабилизировалась. Делать выводы о радикальном сломе той или иной системы здравоохранения в кризисных условиях безответственно. Необходимо предпринимать взвешенные и избирательные меры, не разрушающие эффективно работающую модель страховой медицины.