АПСБ: Ущерб экологии от аварии в Норильске мог бы быть покрыт договором добровольного страхования экологических рисков
Ущерб из-за разлива около 20 тысяч тонн дизельного топлива в Норильске мог бы быть покрыт договором страхования экологических рисков. Однако данный вид страхования очень мало распространен, а обязательное страхование опасных объектов (ОСОПО) по которому, вероятнее всего, была застрахована Норильская ТЭЦ-3, не покрывает риски вреда окружающей среде. Об этом сообщила глава совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
Она отметила, что в целом в добровольном порядке экологические риски предприятия страхуют крайне редко - фактически, это делает лишь ряд предприятий в рамках своей корпоративной политики. При этом в случае отсутствия договора страхования выплата происходит, как правило, в виде наложения штрафов со стороны природоохранных органов для устранения последствий.
«Ряду страховых брокеров-членов АПСБ приходилось в своей практике иметь дело с полисами добровольного страхования ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде. Но эти случаи носят единичный характер, так как, с одной стороны, нормальное страхование таких рисков подразумевает большие лимиты ответственности, а значит - перестрахование за рубежом. А следовательно - высокую цену перестрахования, так как иностранные перестраховщики с такими убытками сталкивались и знают, каких катастрофических масштабов они могут достигать. С другой стороны, процедура урегулирования убытка очень сложна, так как можно посчитать стоимость физической рекультивации загрязненных земель, воды, леса и т.п. Но крайне сложно дать объективную оценку возможному косвенному ущербу от причинения вреда окружающей природной среде (погибшая рыба и птица не принесла потомства, погибший лес не вырабатывает кислород, которым дышат люди в соседнем городе и т.п.). В данном случае ущерб может быть очень большим еще из-за того, что событие произошло в зоне вечной мерзлоты, где отсутствуют полноценные дороги и инфраструктура для рекультивации загрязненной воды и почвы», - пояснила Катерина Якунина.
«Аварии такого масштаба случаются не часто, но требуют огромных средств на ликвидацию их последствий. Безусловно, правильно было бы это делать при помощи страховых механизмов. К сожалению, в России нет закона об экологическом страховании - есть только статья в законе об окружающей природной среде о том, что такое страхование должно регулироваться отдельным законом. Обсуждения закона ведутся уже почти двадцать лет, однако пока что он так и не принят», - сказала Катерина Якунина.
Справочно:
По данным Росприроднадзора, ущерб от аварии оценивается от нескольких десятков до сотен миллиардов рублей. Похожая крупная авария, вызванная крушением танкера Exxon Valdez у побережья Аляски, в результате которого разлилось 37 тысяч тонн нефтепродуктов, стоила нефтяной компании Exxon $6 млрд по данным GreenPeace.