АПСБ направила в Минфин России и ЦБ РФ предложения по стратегии развития страхового рынка
Ассоциация Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) направила в Минфин и Банк России предложения для включения в стратегию развития страхового рынка до 2024 года. Ключевое предложение - рассмотреть возможность интеграции в регулирование посредников положений директивы Евросоюза Insurance Distribution Directive (IDD), адаптированных для России. Об этом сообщила глава Совета АПСБ Катерина Якунина.
Основа директивы, которая может быть перенесена и на российский рынок, заключается в том, чтобы регулировать не самих посредников, а отношения между участниками рынка. К каждому юридическому и физическому лицу, которое занимается страховым посредничеством, предъявляются единые правила. Посредники регистрируются, регулируются и контролируются в рамках единого законодательства. При этом общие для посредников правила обязаны соблюдать в том числе предприятия, оказывающие посреднические услуги не в качестве основной своей деятельности - например, автодилеры, туроператоры, банки и т. п.
Правила, которые должен соблюдать посредник, должны зависеть не от вида посредника, а от типа клиента и вида заключаемого с ним страхового договора. В Евросоюзе существует классификация клиентов по типам, которая учитывает, в частности, сложность и потенциальный объем подлежащих страхованию рисков. Отдельные требования предъявляются к розничным продажам. Аналогичное разбиение клиентов на типы может быть введено и в России. Разное регулирование должно осуществляться и для разных продуктов: для сложных страховых продуктов, таких, как инвестиционное страхование жизни, должны быть (и уже есть на российском страховом рынке) свои отдельные наборы требований, для крупных индустриальных рисков — свои и т.п.
Отдельный набор правил должен быть направлен на устранение конфликта интересов у посредника. В частности, в Евросоюзе существует запрет на аффилированность страховщика и посредника, а также специальные требования к информированию клиента (например, если страхование предлагается как часть не страхового пакета услуг - турпутевки, кредита, покупки автомобиля - то клиенту должна быть предоставлена информация, можно ли не покупать эту услугу, сколько она стоит в отдельности) и т.п. Аналогичные правила могут быть разработаны и для российского страхового рынка.
Кроме того, специальные требования должны предъявляться к квалификации продавца, а также к допустимым при продажах практикам (например, описание случаев, когда недопустимы «холодные» контакты с клиентами по телефону). Есть и требования, аналогичные КИДам (ключевым информационным документам о продуктах), которые планирует внедрить на нашем рынке ЦБ.
«Такой способ регулирования посреднической деятельности уже зарекомендовал себя в Евросоюзе и позволит решить многие проблемы со страховым посредничеством, существующие сейчас в России - в частности, проблемы навязывания страховых услуг, их неоправданно высокой цены и т.п. Конечно, мы не предлагаем перейти к нему моментально. Но заложить принципы нового регулирования в стратегию развития страхового рынка и определить шаги по переходу к ним, безусловно, будет правильным шагом. В конечном итоге это приведет к переводу всего страхового рынка на новый, гораздо более качественный, уровень, а также повысит доверие и удовлетворенность страховыми услугами клиентов и, следовательно - востребованность страхования в России», - сказала Катерина Якунина. Она подчеркнула, что АПСБ предлагает также включить в стратегию развития страхового рынка положения, признающие важность института страховых посредников и тот факт, что качество и профессионализм страховых посредников влияет на популяризацию и продвижение страхования.