Не следует менять действующие отношения между участниками ОМС
Об этом заявил член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Изотов, на состоявшемся 30 октября круглом столе в Госдуме,посвященном обсуждению разработанных Минздравом и Федеральным фондом ОМС поправок к законопроекту об ОМС.
Проведение публичного обсуждения поправок стало возможным после того, как ряд участников системы ОМС, включая пациентские, врачебные и страховыеобъединения, федеральные ведомства в лице Центрального банка РФ, Минфина России, Счетной палаты обозначили риски снижения качества и доступности медпомощи, а также банкротства страховых медицинских организаций в случае принятия данного законопроекта.
«Сегодняшняя система, которая существует у нас в стране, соответствует мировой практике, когда страховые компании являются регуляторами отрасли, - отметил Алексей Изотов, член комитета Госдумы по финансовому рынку. - На мой взгляд, для того, чтобы в ближайшее время не было снижения качества медицинской помощи, чтобы избежать риска ухода из отрасли страховых медицинских компаний и не допустить снижения качества контроля за оказываемой медицинской помощью, не следует радикально менять действующие отношения между участниками обязательного медицинского страхования».
Алексей Изотов также сообщил, что направил в профильный Комитет Госдумы по охране здоровья встречный пакет поправокк проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которые позволят решить вопрос финансирования федеральных медорганизаций в рамках существующей модели, без исключения из сферы компетенции страховых компаний вопросов взаимодействия с ними по защите прав застрахованных, и не приведут к ограничению конкуренции медицинских организаций разных форм собственности за пациентов.
В рамках предложенных поправок нормативы объемов предоставления медицинской помощи, в том числе специализированной и высокотехнологичной, а также нормативы соответствующих финансовых затрат должны устанавливаться Правительством Российской Федерации в составе базовой программы ОМС. При этом объемы предоставления медицинской помощи должны распределяться федеральными медицинскими организациями решением федерального органа исполнительной власти.
Поправки также предусматривают наделение Федерального фонда обязательного медицинского страхования полномочиями по формированию и ведению единого реестра федеральных медицинских организаций.
Также уточнены общие условия финансирования медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы ОМС. В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предлагается дополнительно увеличить объем субвенций для территориальных фондов ОМС в 2021 году на 170, 8 млрд руб. Таким образом, прирост по сравнению с текущим годом составит 7,7%. Это выше темпов прироста субвенций, запланированных на 2021 год в настоящее время (51,4 млрд руб. или 2,3%).
Предлагается зафиксировать размер норматива расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций в размере 1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, что позволило бы на законодательном уровне закрепить практически повсеместно сложившуюся к настоящему времени практику.
Предлагаемые поправки позволят исключить риски неизбежного конфликта интересов Федерального фонда ОМС как регулятора, исполнителя и контролирующего органа при возложении на него дополнительных функций, и позволят обеспечить экономию средств ОМС за счет исключения дублирования функций по финансированию, контролю оказанной медицинской помощи и защиты прав застрахованных между различными структурами.