ВСС проанализировал уровень защиты интересов потребителей ИСЖ
По мнению Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в целом текущая система регулирования продуктов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) адекватна и эффективна с точки зрения защиты интересов потребителей и борьбы с мисселингом. Об этом свидетельствуют, в частности, как практически полное отсутствие судебных споров по договорам ИСЖ, так и низкий уровень расторжения заключенных договоров по результатам welcome-call (6-8%) и небольшое количество жалоб в ЦБ (0,1% от действующего портфеля). Об этом сообщил вице-президент ВСС Виктор Дубровин.
Он напомнил, что начиная с 2016 года страховое сообщество предпринимает последовательные усилия для защиты потребителей ИСЖ. Так, за прошедшее с 2016 года время ввели в обязательную практику включение в состав получаемых клиентом документов памятки с указанием существенных условий договора, а также проведение так называемых welcome-call после заключения договора с возможностью расторжения договора без каких-либо потерь для клиента в случае выявления факта мисселинга. В 2017 году эта практика была закреплена на уровне нормативных документов, своим указанием Банк России ввел 14-ти дневный период охлаждения.
В 2018 году ВСС разработал свой обязательный для всех страховщиков стандарт защиты прав и интересов физлиц, приобретающих страховые продукты. В 2019 году Банк России также утвердил минимальные требования к договорам страхования жизни. Также в 2019 году ВСС и Ассоциация Банков России (АРБ) подписали меморандум с целью распространить ряд требований, защищающих потребителей договоров страхования жизни и на банки. Помимо этого, были существенно повышены требования к финансовой устойчивости страховщиков жизни.
«В результате совместных усилий Банка России, ВСС и АРБ на рынке страхования жизни на данный момент реализованы максимальные из всех существующих на финансовом рынке требования как к качеству продаж страховых продуктов, так и к финансовой устойчивости. При этом работа по повышению качества продаж и прозрачности страховых продуктов для клиентов продолжает активно вестись всеми участниками рынка», - отметил Виктор Дубровин.
При этом договоры ИСЖ имеют ряд преимуществ для клиентов. Самое очевидное из них - такие договоры являются не только средством накопления, но и предоставляют клиенту страховую защиту. Кроме того, для них действует уникальный налоговый режим, согласно которому клиенту, заключившему договор на срок от 5 лет, предоставляется налоговый вычет и льгота при расчете базы по НДФЛ с инвестиционного дохода в размере ключевой ставки ЦБ за каждый год действия договора страхования. Также договор ИСЖ можно использовать как инструмент передачи капитала, когда выгодоприобретатель по риску «дожитие» отличается от страхователя.
«Сейчас wencome-call - звонки клиентам, купившим полис ИСЖ, от операторов страховщика с целью установить, все ли условия договора понимает клиент и нет ли у него желания расторгнуть договор - производят практически все крупные страховщики жизни. При этом у клиента есть возможность после такого звонка расторгнуть договор с нулевыми потерями, если окажется, что он не до конца понимает, что он приобрел и его не устраивает, например, наличие выкупной суммы. По данным страховщиков процент людей, которые отказываются от договора ИСЖ после такого звонка, находится на уровне 6-8%. Думаю, если бы такие звонки проводились, например, среди покупателей дорогой техники, сопоставимой по цене с ИСЖ, процент отказов был бы не меньше, поскольку какой-то процент людей всегда принимает решения о вложениях денег спонтанно. Это показывает, что клиенты хорошо понимают, какой продукт они покупают, и проблема мисселинга действительно практически полностью решена», - сказал Виктор Дубровин.