В 2020 году тарифы на перестрахование авиационных рисков выросли на 25-30%, в 2021 году ситуация останется сложной
В 2020 году кризис, вызванный коронавирусом, и введенные ограничения на перелеты, привели к росту тарифов при возобновлениях авиационных перетраховочных программ на 25-30%. При этом годовой объем страховых и перестраховочных премий из-за простоя самолетов значительно снизился, однако пропорционального снижения объема страховых и перестраховочных выплат не произошло. Это существенно затруднит переговоры с перестраховщиками и в 2021 году. Об этом сообщила председатель Совета Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
Она отметила, что такое положение дел серьезно повлияло и на авиационных перестраховщиков, которые пытались в предыдущие несколько лет поднять общий уровень премий хотя бы до уровней, покрывающих размер ежегодных страховых выплат.
«Помимо последствий ограничений из-за коронавируса, рынок вынужден держать резерв более 2 млрд. долларов из-за приостановки полетов Boeing 737MAX после двух катастроф в Индонезии и Эфиопии. Объем этого резерва сопоставим с годовой перестраховочной премией, собираемой рынком со всех авиакомпаний в мире», - сказала Катерина Якунина.
Восстановления авиаперевозок, а, следовательно, и страхового и перестраховочного рынков следует ожидать не ранее второго полугодия 2021 года.
Таким образом, в настоящее время и авиакомпании, и перестраховщики испытывают беспрецедентное давление и практически не имеют ни резервов для поддержки друг друга в сложные времена, ни пространства для уступок.
«Страховые брокеры делают все возможное, чтобы выработать решения, способные оказать авиаперевозчикам поддержку в этих крайне непростых условиях. Переговоры о возобновлениях в 2020 году были намного более напряженными, чем в предыдущие годы. Мы не ожидаем значительного улучшения ситуации в ближайшие месяцы», - пояснила Катерина Якунина. Она отметила, что емкости внутреннего российского рынка недостаточно для того, чтобы предоставить альтернативные возможности для организации перестрахования авиационных рисков. Российские страховщики и авиакомпании вынуждены ориентироваться на тренды мировых страховых рынков, несмотря на то, что убыточность по российским договорам страхования авиационных рисков может быть ниже, чем в мире в целом.
Особенность авиационного флота, эксплуатируемого в РФ на основе договоров лизинга, заключенных, как правило, с иностранными лизинговыми компаниями, заключается в необходимости выполнения требования этих компаний в том числе и в организации страхования воздушных судов, ответственности и способах перестрахования авиационных рисков, которое осуществляется на факультативных международных рынках, которые и определяют цены в отрасли.
«Страховые брокеры, которые занимаются авиационным страхованием, ведут активную работу с авиакомпаниями с целью оптимизации стоимости страховой защиты в условиях жесткого рынка, например, через корректировку условий в отношении летающей части флота и той, которая находится на земле длительное время и которая в этой связи требует другого, более дешевого страхования», - сообщила Катерина Якунина.