«В тупике»: половина россиян выгорели на работе
Половина работающих россиян пребывают в состоянии эмоционального выгорания после событий 2020 года, показал опрос свыше 2,5 тыс. работников, проведенный в начале марта цифровой медицинской компанией «Доктор рядом», входящий в портфель VEB Ventures, и крупнейшей российской платформой онлайн-рекрутинга hh.ru. Каждый второй выполняет задачи на автомате, каждый четвертый задумываются о смене работы или профессии. Наиболее высокому уровню стресса подвержены журналисты, работники креативной индустрии и врачи, а также работники страховой и туристической отраслей.
Опрос проводился с помощью чат-бота, разработанного “Доктор рядом”. В его основу легли несколько методик*, включая методику доктора психологических наук, профессора Виктора Бойко. Согласно Бойко, эмоциональное выгорание проявляется в трех фазах. Первая — “напряжение” (чрезмерная усталость от работы, недовольство своей деятельностью и собой как профессионалом). Вторая — “резистенция” (сильный эмоциональный упадок, который провоцирует возникновение защитных реакций, делающих человека эмоционально закрытым, отстраненным и безразличным к своей деятельности; нежелание эмоционально вовлекаться в работу и коммуницировать с коллегами и клиентами; желание уделять работе как можно меньше времени). Третья — “истощение” (психофизическое переутомление, ухудшение физического самочувствия, выполнение работы на автомате, с нулевым эмоциональным вкладом и ощущением опустошения, обесценение своих профессиональных достижений, нарушение профессиональных коммуникаций и развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться).
Постоянное напряжение испытывает каждый второй работающий респондент (50%), эмоциональную замкнутость (резистенцию) — почти две трети (62%), истощение — 47%.
- В частности, почти две трети опрошенных (61%) стремятся тратить на работу как можно меньше времени. Каждый второй (50%) испытывают на работе тревогу.
- Почти половина (48%) в условиях переутомления стали эмоционально бесчувственными, работают на автомате и ощущают опустошение при выполнении задач.
- 45% опрошенных испытывают личностное отчуждение по отношению к коллегам.
- Треть респондентов (31%) пожаловались на ухудшение физического самочувствия, такие как головная боль, расстройство сна и проблемы с давлением.
- Четверть опрошенных (25%) чувствуют себя “загнанными в тупик” — ощущают безвыходность ситуации и хотят сменить работу или профессию.
- В то же время подавляющее большинство респондентов (80%) в разной степени довольны собой как профессионалами. Каждый второй отметил, что скорее не чувствует себя “загнанным в тупик”. Относительное большинство опрошенных (40%) не испытывают психосоматических нарушений.
Свыше половины респондентов (58%) оценили уровень стресса на работе как средний, 37% — как низкий, 5% — как высокий.
На средний или высокий уровень стресса чаще других указывали сотрудники креативной индустрии (81%), страховой отрасли (76%), здравоохранения и медицины (74%), сотрудники банков (74%), медиаотрасли (71%) и гостиничной отрасли (68%). На низкий уровень стресса указывали в основном работники промышленного сегмента (48%), строительной отрасли (46%) и машиностроения (43%). (см. таблицу ниже)
ИТ-отрасль заняла десятое место по доле респондентов, испытывающих средний и высокий уровень стресса на работе (61%). Занятые в ИТ-отрасли женщины испытывают такой уровень стресса чаще мужчин (71% женщин против 51% мужчин). Мужчины, в свою очередь, чаще женщин отвечали, что испытывают низкий уровень стресса (49% мужчин против 29% женщин).
Аналогичная ситуация наблюдается и в медиаотрасли, где средний или высокий уровень стресса испытывают 72% респондентов. На средний и высокий уровень стресса указали 73% занятых в отрасли женщин и 57% мужчин.
В целом мужчины оценивали уровень стресса как средний или высокий реже женщин (48% мужчин против 73% женщин).
Мужчины реже женщин испытывают на работе напряжение (44% против 53%), эмоциональную замкнутость (резистенцию — 60% против 63%) и истощение (44% против 48%). Тревогу и депрессию на работе испытывают менее половины мужчин, тогда как среди женщин их 52%. О чувстве “загнанности в тупик” говорили 19% мужчин против 27% женщин. О наличии психосоматических нарушений — 19% мужчин против 38% женщин.
Комментирует психолог — консультант цифрового медицинского сервиса Доктор рядом Марина Решетникова.
“Результаты опроса не вызывают удивления. Когда бизнес в условиях ограничительных мер сокращал расходы и часть людей остались без работы, на оставшихся сотрудников легли дополнительные задачи, значительно выросла их нагрузка — как в части задач, так и эмоциональная. Опасаясь потери работы и дохода, люди начали ассоциировать себя с участниками соревнований — прикладывали больше усилий, забывая об отдыхе, и продолжали работать даже при нехватке сил. Те же, кто перешел на удаленку, столкнулись еще и с исчезновением границ между работой и домом: с отсутствием комфортного рабочего пространства, увеличением рабочего времени и необходимостью постоянно быть на связи с работодателем, а также с появлением отвлекающих факторов в виде домочадцев, мешающих работе. В условиях, сравнимых с боевыми, люди провели почти год.
Основная проблема выгорания заключается в том, что сотрудники зачастую не в состоянии вовремя остановиться и нормально отдохнуть, тогда как без качественного отдыха невозможно сохранить высокую продуктивность и хороший настрой. И сотрудник, и работодатель должны осознавать, что повышенные требования и повышенные вложения в работу должны сопровождаться увеличением времени на восстановление физических и эмоциональных сил. Если сотрудник перерабатывает и не может остановиться сам, работодателю стоит помочь ему в этом — организовать порядок работы и отдыха и следить, чтобы люди отдыхали.
Сотрудникам, в свою очередь, стоит внимательно следить за своим эмоциональным состоянием. Выгорание происходит как правило незаметно и усиливается постепенно. Остановка и рефлексия позволяют вовремя заметить проблему и заняться ее решением.
Далеко не всегда лекарством от выгорания может быть смена работы. Куда важнее изменить свое отношение к ней: учиться делать небольшие перерывы во время рабочего дня; заканчивать работу в отведенный час, даже если остались невыполненные задачи; не работать по ночам; договариваться о перераспределении задач и корректировке дедлайнов и в целом обсуждать проблемные моменты с руководством и коллегами. Если работа связана с высоким уровнем стресса — врачи, учителя, социальные работники и так далее — имеет смысл обращаться в группы поддержки”.
* В основу опроса легли следующие методики: шкала PSM 25 (Лемура Тесье Филлиона), предназначенная для измерения структуры переживания стресса, опросник «Утомление — монотония — пресыщение — стресс», представляющий собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II, и комплексная методика оценки уровней эмоционального выгорания и анализа системы факторов, влияющих на формирование этого состояния (методика Виктора Бойко).