ВСС разработал стандарт страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) разработал внутренний стандарт, регулирующий вопросы страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов за нарушение договора. Стандарт вступил в силу 5 марта 2021 года и станет обязательным для всех страховщиков с 5 июня 2021 года. Об этом сообщила вице-президент ВСС Светлана Гусар на круглом столе Торгово-промышленной палаты (ТПП) «Страхование ответственности перевозчиков грузов и экспедиторов за нарушение договора. Перезагрузка».
Круглый стол открыл Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Правления ТПП РФ. В своем приветственном слове он подчеркнул важность диалога между страховым сообществом и сообществами перевозчиков и экспедиторов.
Как пояснил Андрей Кузнецов, руководитель направления страхования логистических рисков «Сбербанк Страхование», основная цель Стандарта - упорядочить подходы к страхованию ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Стандарт подготовлен с учетом требований российского законодательства.
Новые стандарты предусматривают возможность страхования ответственности не только за груз, но и за нарушение договора перевозки и транспортной экспедиции. При этом наряду с обычно покрываемыми убытками - реальным ущербом, платой за перевозку, расходами по спасанию груза, договором покрываются также упущенная выгода, штрафы и неустойки, предусмотренные договором перевозки или договором транспортной экспедиции.
Страховым случаем по договору страхования ответственности за сохранность груза могут являться либо возникновение ущерба в результате событий, определенных в договоре страхования (так называемое страхование «от поименованных рисков»), либо возникновение ущерба по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в договоре страхования (страхование «от всех рисков»). Также страховым случаем может являться возникновение ответственности Страхователя за нарушение договора перевозки груза (договора транспортной экспедиции) в предусмотренных законодательством и договором страхования случаях.
Исключениями по договору страхования, согласно Стандарту, являются случаи, когда ущерб причинен вследствие умышленных действий работников страхователя, обстоятельств непреодолимой силы, вины грузоотправителя, временных ограничений или запрета движения или другие предусмотренные договором страхования случаи.
Мария Мартынова, начальник управления страхования транспортных операторов компании «Ингосстрах», напомнила, что возможность страхования ответственности за нарушение договора возникла с 18 марта 2020 года в результате внесения соответствующих изменений в законодательство. «Благодаря стандартам у транспортных компаний есть возможность при помощи страхования защититься практически от всех рисков, которые возникают в процессе их деятельности», - сказала Мария Мартынова.
Андрей Романов, руководитель дирекции вип-клиентов «РЕСО-Гарантия», отметил, что с появлением договорной ответственности и стандартов процедура урегулирования убытков по страхованию ответственности перевозчиков и экспедиторов выйдет на новый качественный уровень и позволит снять те недовольства, которые могут быть вызваны разночтениями в наборе необходимых документов или сроков рассмотрения убытков. Он также напомнил, что все же не все риски войдут в периметр страхования договорной ответственности и будут регулироваться Стандартом. Например, остается гражданская ответственность за причинение вреда грузом третьим лицам, таможенные риски и т.п.
В ходе круглого стола представители перевозчиков и экспедиторов, а также представители страховых компаний обменялись мнениями и замечаниями по основным положениям Стандарта. Все участники круглого стола сошлись во мнении, что работа по систематизации и упорядочению условий страхования перевозчиков и экспедиторов необходима.
«ВСС выражает благодарность ТПП за предоставленную площадку, а Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций, Российскому автотранспортному союзу и остальным участникам круглого стола - за конструктивный диалог. Разработанные стандарты - первый опыт на рынке. Они позволят страховщикам, перевозчикам и экспедиторам начать работать в общем русле. Мы ожидаем, что в процессе использования стандартов возникнут ситуации, которые потребуют их доработки и будем признательны профессиональным сообществам перевозчиков и экспедиторов за обратную связь», - сказала Светлана Гусар.