Опрос врачей: пациенты верят мифам в интернете больше, чем врачам
Пациенты в России зачастую доверяют непроверенной медицинской информации в интернете больше, чем словам врачей, и переубедить их как правило непросто, сходятся во мнении большинство из 1278 практикующих врачей, опрошенных цифровым медицинским сервисом “Доктор рядом” и платформой для врачей “Врачи РФ” в июне. Возможными причинами такой ситуации медики называют неприятный опыт общения с врачами в прошлом, нежелание пить таблетки и неспособность адекватно анализировать научные статьи без должной подготовки.
Большинство опрошенных врачей (70%) согласны с утверждением, что пациенты зачастую доверяют непроверяемой информации в интернете — на пациентских форумах, на Youtube и т. д., — больше, чем словам врачей и / или традиционной медицине. В частности, каждый второй респондент (52%) с этим “скорее согласен”, а каждый пятый (18%) — “абсолютно согласен”.
Почти половина опрошенных (48%) полагают, что такая ситуация могла стать следствием неприятного опыта пациента в прошлом, например, когда лечение оказывалось неэффективным или врач не мог ответить его на вопросы. 45% опрошенных полагают, что пациенты предпочитают альтернативные методы лечения предлагаемым врачами, чтобы избежать каких-либо медицинских процедур или в связи с нежеланием пить таблетки. Каждый шестой (16%) отмечает, что сложности могут возникнуть с пациентами, которым импонирует концепция доказательной медицины и которые могут верить содержанию статей, где есть это словосочетание, и не верить мнению врача, если оно с содержанием статьи расходится.
Большинство респондентов (68%) отмечают, что переубедить пациента, начитавшегося о заболевании или о лечении статей сомнительного качества, сложно, но в целом возможно. 7% — что почти нереально. Каждый четвертый опрошенный (24%) утверждает, что переубедить пациента в целом не сложно.
«Обращение к непроверенным источникам за получением медицинской информации мешает построению эффективных отношений врача и пациента. Иногда люди полагают, что могут самостоятельно поставить себе диагноз и назначить лечение, изучив различные материалы в сети, что, конечно, затрудняет работу доктора, не говоря уже о том стрессе, который испытывает человек, когда начинает предполагать у себя самые серьезные заболевания, обратившись к источникам из интернета», – отмечает медицинский директор цифрового медицинского сервиса Доктор рядом, кмн, Екатерина Кузина.