Главный финансовый уполномоченный выступил на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации
Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин выступил на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, которое было посвящено актуальным вопросам защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг. В своем докладе Воронин представил результаты деятельности Службы финансового уполномоченного, а также выступил с рядом предложений по изменению действующей нормативно-правовой базы, которые позволят усовершенствовать работу института досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами.
За время работы института досудебного урегулирования споров (с 1 июня 2019 года) в Службу финансового уполномоченного поступило 417 832 обращений, вынесено 237 813 решений. Вместо 25 нормативных дней обращение в среднем рассматривается за 16 дней, что является абсолютно беспрецедентным по скорости рассмотрения по сравнению с аналогичными органами в мире, отметил Воронин.
«Служба финансового уполномоченного состоялась и заняла своё место в системе защиты прав потребителей финансовых услуг. Но наша практическая работа выявила и несовершенства в созданном механизме, которые необходимо устранить для повышения качества защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг», - продолжил Главный финансовый уполномоченный.
По его словам, необходимы законодательные изменения по расширению компетенции финансового уполномоченного при рассмотрении финансовых споров. В частности, предлагается наделить финансового уполномоченного правом снижать установленную законом или договором неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушенного обязательства со стороны финансовой организации, а также взыскивать компенсацию морального вреда. «Сейчас финансовый уполномоченный должен взыскивать неустойку во всех без исключения случаях в полном объёме. Это приводит к тому, что финансовые организации – будучи по существу согласными с решениями финансового уполномоченного – вынуждены в целях снижения неустойки обращаться в суд. Почти половина всех оспоренных финансовыми организациями наших решений приходятся на снижение неустойки», - пояснил Воронин.
Отсутствие права взыскивать компенсацию морального вреда создает негативный эффект неполной защиты нарушенного права на досудебной стадии, отметил Воронин. «И практически в половине случаев выигранных потребителем дел вынуждает их после финансового уполномоченного обращаться в суд с требованием о компенсации морального вреда», - сообщил Главный финансовый уполномоченный.
Часть предлагаемых изменений касается негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, предлагается включить в компетенцию финансового уполномоченного рассмотрение споров о незаконных переводах пенсионных накоплений, рассмотрение требований о назначении негосударственной пенсии, а также исключить ограничение по сумме требований в спорах потребителей с НПФ (в настоящее время 500 000 рублей).
В части процесса рассмотрения обращений предлагается наделить финансового уполномоченного правом направлять запросы потребителям финансовых услуг, связанных с рассмотрением их обращений; приостанавливать течение срока рассмотрения обращений в случае направления запросов в Банк России, органы государственной власти и т.д.; продлевать срок на предоставление документов и сведений, запрошенных у финансовой организации в случае если такая организация направила доказательства о невозможности предоставления запрошенных документов и сведений в установленный законом срок.
Совет по развитию финансового рынка в целом поддержал предложения о расширении компетенции финансового уполномоченного, но счел необходимым провести дополнительные обсуждения с законодателями и институтами гражданского общества.
Члены Совета также посчитали заслуживающими внимания часть других предлагаемых Главным финансовым уполномоченным изменений. В частности, это касается инициативы о недопустимости предоставления финансовыми организациями в суд доказательств, которые не были представлены финансовому уполномоченному. Это не касается случаев, когда обоснована объективная невозможность их предоставления финансовому уполномоченному на стадии досудебного урегулирования спора, по аналогии с порядком, который в настоящее время действует для предоставления доказательств в суд апелляционной инстанции. Члены Совета также поддерживают идею о недопустимости взыскания в пользу цессионария расходов, понесенных в связи с обращением к финансовому уполномоченному, а также взыскания с потребителя и финансового уполномоченного судебных издержек финансовых организаций, связанных с оспариванием решений финансового уполномоченного.
Совет также согласился с идеей проработать вопросы о возможности дальнейшего расширения полномочий финансового уполномоченного по ряду направлений. Это касается снятия лимита по суммам и видам требований, рассматриваемых финансовым уполномоченным; взаимодействия с субъектами финансового рынка, в настоящее время не обязанными организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным; выхода за пределы финансового рынка (например, рассмотрение споров по социальному страхованию, банкротству физических лиц).
Совет отметил также высокую социальную значимость и актуальность предложений Службы финансового уполномоченного о расширении перечня видов доходов, на которые не может обращаться взыскание в принудительном порядке. Так, Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин предложил распространить иммунитет на взыскание пенсий, получаемых заемщиками, но предназначенных лицам, представителями которых они выступают; средств материнского (семейного) капитала; субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Члены Совета по развитию финансового рынка, учитывая проделанную Службой финансового уполномоченного работу, а также существенное снижение нагрузки на судебную систему, констатировали, что институт финансового уполномоченного доказал свою эффективность как быстрый и простой механизм защиты прав потребителей финансовых услуг.