Финансовые уполномоченные Светлана Максимова и Денис Новак приняли участие в конференции «Claims&Pays 2022. Урегулирование убытков в страховании»
Финансовые уполномоченные Светлана Максимова и Денис Новак приняли участие в конференции «Claims&Pays 2022. Урегулирование убытков в страховании», которая состоялась в Москве 3 февраля.
В мероприятии также принимали участие представители Банка России, Всероссийского союза страховщиков, страховых и других компаний.
Светлана Максимова выступила на сессии «Страховой случай как момент истины. Ударопрочные механизмы защиты прав страхователя и интересов страховщика». Ссылаясь на предварительные данные статистики, финансовый уполномоченный рассказала о сокращении числа обращений в Службу в 2021 году. Так, в 2020 году потребители направили финансовому уполномоченному более 187 тысяч обращений, в 2021 году, по предварительной оценке, менее 180 тысяч обращений. По-прежнему наибольшее число обращений было направлено в отношении страховых организаций, на втором месте – обращения в отношении кредитных организаций.
Максимова отметила, что в 2021 году продолжилась тенденция по сокращению числа решений об удовлетворении требований потребителей. «Мы предполагаем, что эта тенденция говорит о том, что на уровне финансовых организаций бизнес-процессы улучшились и количество ситуаций, в которых финансовая организация повела себя недобросовестно, становится меньше. Полагаем, что здесь проявляется в том числе влияние деятельности нашего института на процесс урегулирования убытков», — добавила она.
Финансовый уполномоченный привела примеры выявляемых при рассмотрении обращений практик, при которых потребитель не может получить полноценную услугу. Так, при урегулировании страховых случаев по договорам каско выявляются ситуации, когда финансовая организация не может обеспечить предусмотренный договором ремонт именно такого автомобиля, которым владеет потребитель и в отношении которого заключен договор (например, на станции официального дилера). Максимова также рассказала о правовых позициях, которых придерживается финансовый уполномоченный при рассмотрении споров, где необходимо урегулировать дополнительные убытки (возмещение почтовых расходов, расходов на нотариусов и услуги аварийных комиссаров).
Денис Новак выступил спикером на сессии «Справедливый размер и оптимальные сроки. Организационные и правовые аспекты страховой выплаты». В своем выступлении он напомнил о действии с 1 сентября 2020 года нормы закона 353-ФЗ «О потребительском кредите», дающей право потребителю отказаться после досрочного погашения кредита от договора страхования, который был заключен в целях обеспечения исполнения обязательство по возврату такого кредита. Данная норма содержит закрытый перечень признаков обеспечительного договора. И финансовые организации находят способы, чтобы минимизировать или не выплачивать часть страховой премии.
Новак сообщил, что Банк России уже обращал внимание на подобную практику. Так, например, одним из условий получения дисконта по ставке при обращении за кредитом является страхование по определенному виду риска. Возникают ситуации, при которых в договор страхования помимо риска, действительно влияющего на дисконт, включаются и иные виды рисков. «При этом при расчете страховой премии оказывается, что львиная доля этой премии идет на оплату риска, который не оказывает влияния на предоставление дисконта, но все это содержится в одном договоре. Банк России указывает, что недобросовестной является практика, при которой в случае, когда потребитель решил воспользоваться своим правом, предоставленным новой нормой, ему выплачивается лишь часть страховой премии по тому виду риска, который действительно был нужен и мог оказать влияние на обеспечение по договору. В таком случае дробление недопустимо, и надо выплачивать часть премии в полном объеме», — отметил Новак.
Он добавил, что финансовый уполномоченный при рассмотрении подобного рода обращений применяет эту правовую позицию и обязывает финансовую организацию выплатить часть страховой премии по всем рискам в договоре.