«Росгосстрах»: сколько автомобилистов чинятся «за свои»
Менее трети страховых событий у автомобилистов, имеющих полисы каско «Росгосстраха», приходится на «классические» аварии — столкновения на дороге автомобилей, в которых установлены все участники. В остальных случаях повреждения застрахованных автомобилей стали следствием наезда на препятствие, неудачных маневров неустановленных транспортных средств, падения различных предметов, противоправных действий третьих лиц, разгула стихии, — то есть, происшествий, в которых либо виновен сам клиент, либо вычислить причинителя вреда невозможно.
Статистика страховых выплат по каско показывает, что соотношение различных инцидентов с машинами клиентов «Росгосстраха» в 2019-2021 гг. оставалось практически неизменным. На первом месте по распространенности — ДТП с участием двух или более автомобилей (от 28% до 31% случаев), затем повреждение остекления (23%-26%), наезд на препятствие (19-20%), противоправные действия третьих лиц (7-10%), повреждения, нанесенные неустановленным транспортным средством (7-8%), падение различных предметов (6-7%).
«Мы постоянно отслеживаем частоту страховых случаев по разным видам страхования, и знаем, что сейчас в каско она существенно выше, чем в ОСАГО — 25-30 случаев на 100 полисов добровольного автострахования против 5-7 случаев на 100 полисов «автогражданки». И это понятно, ведь в ОСАГО страховым случаем является только дорожно-транспортное происшествие, — говорит директор направления по управлению портфелем каско ПАО СК «Росгосстрах» Ольга Асташкина. — Но это не значит, что неприятных событий с машинами, у владельцев которых есть только полис ОСАГО, происходит меньше — их так же «притирают» во дворах и на парковках, на них тоже падают сосульки и деревья, так же разбиваются стекла и фары от прилетевших в «лоб» камней. Просто автомобилисты без каско по понятным причинам не могут заявить об этих происшествиях и возмещают ущерб из своего кармана».
По словам Ольги Асташкиной, речь идет о весьма существенной сумме. Так, на «классические» ДТП со столкновением машин в последние три года приходилось 46-49% общего объема годовых выплат по каско. И если предположить, что частотность и причины страховых событий по портфелю договоров каско «Росгосстраха» соответствуют ситуации с аварийностью в автопарке страны в целом, то получается, что российские автомобилисты самостоятельно компенсируют больше половины расходов на восстановление после различных «внедорожных» происшествий.
«Безусловно, страхование гражданской ответственности автомобилистов является очень важным инструментом социальной защиты и позволяет получить выплату или отремонтированный автомобиль даже в том случае, когда у водителя-виновника нет возможности возместить нанесенный ущерб, — эту обязанность возьмет на себя страховая компания. Но, как и у многих социальных инструментов, функции «автогражданки» ограничены, и ждать, что она обеспечит полную финансовую защиту автомобилиста и его имущества не приходится, — напоминает эксперт «Росгосстраха». — Например у виновника полиса может и не оказаться, да и выплаты по ОСАГО осуществляются с учетом износа. При этом так называемые «коробочные» продукты по каско, ориентированные на уверенных в себе водителей и предполагающие выплату или ремонт в том случае, если виновник установлен и им не является сам страхователь, сегодня по цене сопоставимы с полисами «автогражданки», а в некоторых версиях даже дешевле».