Президент НСА Корней Биждов: аграрии могут застраховать с господдержкой поголовье и сельхозкультуры от пожаров
«Национальный союз агростраховщиков призывает аграриев обратить особое внимание на возможность застраховать риски потерь от пожаров. При этом риски утраты поголовья сельхозживотных, посевов и посадок сельхозкультур подлежат страхованию на условиях государственной поддержки», – заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, комментируя обострение ситуации с природными пожарами в стране.
Меры по борьбе с пожарами были рассмотрены 10 мая на совещании у президента Российской Федерации Владимира Путина. По данным МЧС России, в настоящее время особый противопожарный режим введён на территории 49 субъектов Российской Федерации. Пожароопасный сезон открыт в 77 субъектах. Наиболее сложная пожароопасная обстановка возникла в Уральском и Сибирском федеральных округах в результате установившейся засушливой погоды, которая сопровождалась порывистым ветром до 25-30 метров в секунду. За последние две недели в Курганской, Кемеровской, Иркутской, Новгородской, Омской областях и Красноярском крае огнем уничтожено 1298 строений в 72 населенных пунктах и 8 СНТ, погибли люди. Всего с начала 2022 года на территории России возникло более 138 тысяч пожаров – как техногенных, так и ландшафтных.
«На протяжении последних семи лет, убытки от пожаров аграрии заявляют по договорам агрострахования с господдержкой ежегодно. От огня страдают как посевы, так и животноводческие хозяйства. В частности, в результате возгораний, случившихся в начале этого года, в рамках системы агрострахования с господдержкой тремя пострадавшими хозяйствами уже заявлены убытки на общую сумму более 9 млн рублей – два птицеводческих хозяйства в Пермском крае и Мордовии потеряли куриное поголовье, стадо овец погибло в Хакасии, – отметил Корней Биждов. – При этом нужно отметить, что ущерб сельхозпроизводителей от пожаров значительно выше, так как утрачиваются здания и оборудование. Страхование этих рисков не субсидируется, но по стоимости оно также доступно хозяйствам».
Наиболее крупные потери от пожаров, нанесенные сельскому хозяйству, были зарегистрированы в Забайкальском крае в 2019 году. Ущерб, нанесенный агропромышленному комплексу Забайкалья природными ландшафтными пожарами, Минсельхоз края оценил в 822,3 млн рублей. Убытки не был застрахованы
При этом в России в последние годы обостряется ситуация с лесными пожарами. По данным Минприроды РФ в прошлом году огнем была охвачена рекордная площадь лесных угодий – свыше 10 млн гектаров. Экономический ущерб составил 10,6 млрд рублей.
«Учитывая важность и актуальность этой темы, НСА уже выходил в 2019 году с инициативой организации в России страхования лесов, которую поддержал Всероссийский союз страховщиков. В рамках предложенной НСА концепции, предлагалось начать страхование с активно используемых лесных территорий, которые находятся в аренде у лесопромышленников. В списке пилотных регионов рассматривались Иркутская область, Красноярский край и Якутия, которые выразили интерес к разработке темы в ответ на запрос НСА. Однако предложение союза о создании межведомственной рабочей группы с участием законодателей и лесопромышленников тогда не привело к активному отклику в профильных ведомствах. НСА предлагает возобновить диалог для выработки оптимальной модели для России».
Различные практики страхования лесного фонда, которые помогают минимизировать финансово-экономические последствия пожаров и стихийных бедствий, сегодня реализованы в странах Северной Европы, в Китае, в некоторых латиноамериканских государствах.
«Борьба с лесными пожарами – комплексная задача, и страхование может быть частью ее решения, – уверен президент НСА Корней Биждов. – В то же время, руководителями ряда регионов неоднократно поднимался вопрос о том, что пожары могут быть связаны в том числе с умышленными противоправными действиями арендаторов лесных участков. Такая опасность должна быть минимизирована комплексом мер со стороны государства. В частности, экономическая модель ведения лесного хозяйства должна исключить возможность получения арендатором привлекательных выгод от уничтожения арендуемых лесных участков и продажи остатков».