Служба финансового уполномоченного отмечает рост активности третьих лиц, которые обращаются к финансовому уполномоченному под видом потребителей
Об этом сообщила Финансовый уполномоченный Светлана Максимова, выступая на конференции «Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании». По ее словам, увеличилось количество случаев, когда формально обращение направлялось финансовому уполномоченному потребителем, однако ряд признаков свидетельствовали о том, что фактически оно составлено и направлено представителем потребителя.
Прежде всего, это касается обращений по ОСАГО, когда в Службу фактически обращаются «автоюристы», - отметила Светлана Максимова.
По оценкам Службы финансового уполномоченного, в 2024 году так называемыми «скрытыми» третьими лицами было подано 46 тысяч обращений, тогда как в 2023 году таких обращений насчитывалось 37, 8 тысяч.
По мнению Светланы Максимовой, проблема «скрытых цессионариев» однозначно требует нормативного решения путем введения идентификации лиц, непосредственно подающих обращение финансовому уполномоченному. «Идентификацию можно проводить через МФЦ при подаче обращений финансовому уполномоченному в бумажном виде. Центральный банк совместно со Службой финансового уполномоченного уже разрабатывают соответствующие поправки в Закон о финансовом уполномоченном», - отмечает Светлана Максимова.
На сегодня Служба в рамках действующего регулирования уже апробировала взаимодействие с МФЦ в части направления обращений финансовому уполномоченному. Подать обращения финансовому уполномоченному через отделения МФЦ можно в 12 регионах России, в их числе Белгородская область, Воронежская область, Калужская область, Красноярский край, Курская область, Орловская область, Рязанская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Чувашская Республика.
Светлана Максимова также сообщила, что количество обращений в отношении страховых организаций в 2024 году практически не изменилось по сравнению с 2023 годом и составило 117 941.
«При этом распределение обращений внутри видов страхования показывает те проблемы, которые мы видим в урегулировании убытков», - отметила Светлана Максимова.
Так, количество обращений, связанных со страхованием жизни и страхованием от несчастных случаев и болезней в 2024 году снизилось практически в 2 раза.
По мнению Светланы Максимовой, это связано с внесенными в прошлом году изменениями в нормативное регулирование, что устранило множество спорных вопросов, связанных с возвратом премии по таким договорам.
Вероятно, поэтому страхование жизни и страхование от несчастных случаев и болезней утратили свою популярность. При кредите все чаще стали предлагать ДМС, который, по мнению банков и страховщиков, менее урегулирован и позволяет, опять же, по их мнению, в отдельных случаях не возвращать потребителю страховую премию.
«Однако хочется полагать, что рост обращений по ДМС все же связан, среди прочего, с развитием этого вида страхования», - заключила Финансовый уполномоченный.