История присвоения рейтингов «Национальным рейтинговым агентством» берет свое на-чало с рейтингов брокеров членов НАУФОР. Этот проект был запущен в первом квартале 2000 года под эгидой Ассоциации. Однако деятельность агентства существенно расшири-лась, а состав участников рейтингов стал гораздо больше, чем число членов НАУФОР. С этого момента «Национальное рейтинговое агентство» стало самостоятельным и незави-симым. В сентябре 2006 года НРА был запущен проект «Рейтинг страховых компаний».
Агентства присваивает два типа рейтингов страховым компаниям: дистанционный рей-тинг страховых компаний и индивидуальный рейтинг кредитоспособности страховых компаний.
Методология дистанционного рейтинга надежности страховых компаний
Присвоение этого рейтинга основывается на ежеквартальной информации, представляе-мой компаниями, и находящейся в открытом доступе. В шкале рейтинговой оценки агент-ства понятие кредитоспособности и надежности является тождественным и характеризует уровень надежности обратно пропорциональный вероятности дефолта, рассчитываемый на основе многофакторной модели оценки страховой компании, и как следствие способ-ности компании отвечать по кредитным и рыночным займам. Чем выше кредитоспособ-ность, тем ниже вероятность дефолта, и тем выше способность отвечать по своим обяза-тельствам.
Для присвоения дистанционного рейтинга анализируется информация, полученная из бух-галтерского баланса страховой организации (форма №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2), отчета о размещении страховых резервов (форма №7), а также дополнитель-ная информация, доступная на интернет-сайте компании.
Методология индивидуального рейтинга надежности страховых компаний
Рейтинг кредитоспособности страховых компаний является независимой оценкой, позво-ляющей компании использовать эту оценку как в публичной, так и не в публичной дея-тельности. Для увеличения списка контрагентов при работе на денежных и фондовых рынках, для подразделений риск-менеджмента компаний и банков, оценивающих компа-нию с рейтингом агентства, при организации публичных займов или биржевом размеще-нии эмиссии (страховая компания – эмитент) при работе с корпоративными клиентами, при участии в программах аккредитации страховых компаний.
В методике присвоения рейтинга заложена модель, позволяющая анализировать финансо-вое состояние, деятельность и структуру управления страховой компании. Кроме того, от-дельный блок в методике посвящен анализу и оценки рисков размещения страховых ре-зервов компании. Оценка рисков возможна, благодаря созданной в агентстве системе оценки рисков в отношении участников финансового рынка и эмитентов (скоринговые и рейтинговые оценки, которыми обладает агентство).
Рейтинговые оценки:
AAA: максимальная надежность;
AA: очень высокая надежность;
A: высокая надежность;
BBB: достаточная надежность;
BB: средняя надежность;
B: удовлетворительная надежность;
CC: невысокая надежность;
C: низкая надежность;
D: категория дефолт.
Рейтинговые категории надежности от АА до С сопровождаются тремя индексами-знаками «+» и «–» указывающими соответственно на первый, второй и третий уровень на-дежности в соответствующей рейтинговой категории. Например, в категории А сущест-вуют три рейтинговых уровня «А+», «А» и «А–».
www.ra-national.ru